Что делать, если на автомобиле появились царапины от веток или кустов?

Пронзительный скрежет по кузову автомобиля – это, наверное, один из самых неприятных звуков для любого автовладельца. Особенно, когда этот звук исходит от какой-нибудь наглой ветки или куста, которые притаились на обочине дачной дороги или вылезли из-за угла на парковке у торгового центра. У меня за плечами не один десяток тысяч километров по самым разным дорогам нашей необъятной, и поверьте, с царапинами от растительности я знаком не понаслышке. Это не конец света, но и пускать на самотек такие вещи нельзя. Сегодня поделюсь своим опытом, как бороться с этой напастью и что делать, чтобы минимизировать риски.

Первый шаг: не паниковать и оценить ущерб

Когда вы обнаружили царапину, первое, что нужно сделать – это взять себя в руки и не паниковать. Это всего лишь железо, покрытое краской. Второе – тщательно осмотреть повреждение. И тут есть несколько важных нюансов, которые часто упускают из виду.

Как определить глубину царапины: тест ногтем

Самый простой и действенный способ понять, насколько глубоко «прописалась» ветка – это провести по царапине ногтем. Если ноготь цепляется за царапину, это значит, что поврежден не только верхний слой лака (так называемый клир-коут), но и базовый слой краски, а то и грунт. Если ноготь не цепляется, а вы просто видите тонкую полоску, то, скорее всего, это поверхностное повреждение лака, которое можно убрать полировкой. В моем опыте, 90% царапин от веток – это именно такие, поверхностные.

Важный момент: осматривайте царапину при хорошем освещении. Идеально – на ярком солнечном свете или с помощью мощного светодиодного фонарика. При плохом свете можно легко недооценить или переоценить степень повреждения. Однажды я на своем старом Solaris поймал куст на узкой дороге к озеру. Вечером казалось, что вся бочина «убита». Утром, при солнечном свете, оказалось, что это в основном мелкие, неглубокие полосы, которые потом легко ушли.

Поверхностные царапины: делаем сами

Если царапина неглубокая, то есть ноготь за нее не цепляется, или цепляется совсем чуть-чуть, можно попробовать убрать ее своими силами. Но тут важна технология и правильный подход.

Подготовка: чистота – залог успеха

Прежде чем что-либо делать, обязательно тщательно вымойте поврежденный участок. Никаких сухих тряпок! Любая пылинка или песчинка, оставшаяся на поверхности, превратится в абразив и нанесет еще больше царапин. Я всегда использую двухведерную систему мойки и хороший автошампунь. После мойки просушите участок чистой микрофибровой тряпкой.

Полировка: ручная работа для ювелиров

Для удаления неглубоких царапин нам понадобится абразивная полировальная паста. Не путайте с воском или так называемыми «нано-полиролями», которые просто заполняют царапины, но не убирают их. Нам нужен именно абразив. На рынке куча вариантов: от профессиональных вроде Koch Chemie P6.01 или Meguiar’s Ultimate Compound до более доступных, но тоже неплохих, например, от Doctor Wax или Turtle Wax. Выбирайте пасту с мелким абразивом.

  • Инструмент: Для ручной полировки вам понадобятся аппликатор из микрофибры или поролона и несколько чистых, мягких микрофибровых полотенец. Помните: не те, что по 50 рублей на АЗС, а качественные, плотные, которые не оставляют ворсинок и не царапают лак.
  • Технология: Нанесите небольшое количество пасты на аппликатор. Легкими круговыми движениями, без сильного нажима, начните втирать пасту в царапину. Работайте небольшими участками, примерно 20 на 20 сантиметров. По мере того как паста будет высыхать и мутнеть, она будет «срезать» микрослои лака, выравнивая поверхность. Не давите со всей дури, иначе можно прожечь лак или получить так называемый «эффект голограммы» – мелкие круговые царапины, которые видны на солнце.
  • Проверка: После нескольких минут работы, уберите остатки пасты чистой микрофиброй и проверьте результат. Если царапина стала менее заметной или исчезла, повторите процедуру. Мой личный лайфхак: используйте изопропиловый спирт (разбавленный водой 1:1) для обезжиривания и проверки после полировки. Он временно «снимает» остатки пасты и показывает истинный результат.

Однажды, еще в нулевые годы, я решил на своем старом Solaris отполировать пару царапин от низко висящей ветки. Взял какую-то пасту, не заморачиваясь, и начал тереть. В итоге, вместо пары царапин, получил целую паутину из мелких царапин по всему участку. С тех пор я понял: лучше недотереть, чем перетереть, и всегда начинать с наименее агрессивных средств.

Подкрашивающие карандаши и реставрационные наборы

Если царапина чуть глубже, и полировка не помогает до конца, но ноготь все еще не цепляется сильно, можно использовать подкрашивающий карандаш или реставрационный набор. Главное – подобрать цвет в тон. Код краски обычно указан на шильдике в проеме водительской двери или под капотом. У официалов или в хороших магазинах автоэмалей можно найти именно ваш цвет.

  • Применение: Тщательно очистите и обезжирьте царапину. Нанесите краску тончайшим слоем. Я для этого использую обычную зубочистку – она позволяет нанести краску буквально по миллиметру, заполняя только саму царапину, не затрагивая при этом чистый лак вокруг. Нанесли слой – дайте ему подсохнуть (время указано на упаковке). Затем нанесите еще один тонкий слой, если нужно. Не торопитесь! Если нанести слишком много, получится неаккуратная «горбушка».
  • Лак: В некоторых наборах есть еще и флакончик с лаком. Его наносят поверх краски после ее полного высыхания, чтобы защитить и придать блеск.

На моей новой Creta, после одной поездки за грибами, появилась длинная, но неглубокая царапина прямо по центру водительской двери. Полировка убрала ее процентов на 70. Остальное было еле заметно, но меня, как перфекциониста, это бесило. Аккуратно нанес краску зубочисткой, потом через пару часов – лак. Через пару дней, когда все просохло и я протер место финишной полиролью, царапина стала почти невидимой. Нужно было очень сильно присматриваться, чтобы ее заметить.

Когда идти к профессионалам: глубокие раны

Если ноготь цепляется за царапину очень сильно, вы видите грунт (обычно серый или белый) или, не дай бог, голый металл, то тут домашние методы, скорее всего, не помогут. Или помогут, но результат будет так себе.

В таких случаях есть два варианта:

  1. Локальный ремонт: Если царапина не слишком длинная и не затронула большую площадь элемента, то можно обратиться в хороший детейлинг-центр или к проверенному маляру. Они смогут аккуратно зачистить место повреждения, загрунтовать, покрасить и покрыть лаком, а затем заполировать переход. Это позволяет избежать полной перекраски элемента, что сохраняет заводской окрас и, как следствие, стоимость автомобиля.
  2. Перекрас элемента: Если повреждение обширное, глубокое, или затронуло несколько элементов, то, возможно, придется перекрашивать весь элемент. Это уже серьезнее и дороже.

Был у меня случай с Land Cruiser Prado. Поймал я как-то на трассе вылетевший из-под фуры камушек, который оставил глубокую царапину до металла на крыле. Сначала хотел сам подмазать, но потом понял: тут не обойтись без локального ремонта. Обратился к знакомому маляру. Он сделал всё аккуратно, с минимальным переходом, и спустя год, даже я с трудом находил это место. Хороший специалист – это половина успеха.

Кстати, если кроме царапины есть еще и небольшая вмятина без повреждения краски (например, от удара веткой), то возможно, вам поможет PDR-щик (Paintless Dent Repair), специалист по беспокрасочному удалению вмятин. Он выправит вмятину, а потом уже можно будет заняться царапиной.

Профилактика: лучше предотвратить, чем лечить

Конечно, полностью исключить появление царапин невозможно. Но минимизировать риски – вполне реально.

  • Будьте внимательны: Самый простой совет – смотреть, куда едешь. Особенно на узких дачных дорогах, во дворах, где много кустов или на парковках с неухоженными зелеными насаждениями. Иногда лучше проехать чуть медленнее или даже остановиться, чем потом тратить время и деньги на ремонт.
  • Защитные покрытия:
    • Керамические покрытия: Это не броня, как думают некоторые, но очень прочный и твердый слой, который наносится поверх лака. Керамика существенно увеличивает твердость лакокрасочного покрытия и прекрасно защищает от мелких царапин, «паутинки» от мойки и, конечно, от мелких веток. После того случая с Прадо, я задумался и на следующую машину (уже другую) нанес керамику. Это, конечно, не панацея, но мелкие царапины от веток она реально держит. У меня на Hyundai Santa Fe стоит керамика, и я заметил, что после зимних поездок по заснеженным дорогам с ветками, царапин стало в разы меньше, чем на предыдущих машинах без такого покрытия.
    • Защитные пленки (PPF — Paint Protection Film): Это самый надежный, но и самый дорогой способ защиты. Прозрачная полиуретановая пленка клеится на кузов и создает реальный барьер от механических повреждений. Она спасает не только от веток, но и от сколов, пескоструя, легких ДТП. Если вы часто ездите по трассам или по лесам, и бюджет позволяет, то оклейка передней части автомобиля (капот, крылья, бампер, зеркала) или даже всего кузова – это лучшее решение.
  • Правильная мойка: Многие царапины возникают не от веток, а от неправильной мойки. Использование грязных тряпок, сухой протирки, автоматических моек с жесткими щетками – все это прямой путь к «паутинке» и микроцарапинам. Всегда мойте машину с большим количеством воды, качественным шампунем и мягкими микрофибровыми мочалками.

Помните, что царапины – это часть автомобильной жизни. Не стоит из-за них впадать в депрессию, но и игнорировать их тоже не нужно. Своевременный и правильный уход за лакокрасочным покрытием не только сохранит эстетический вид вашего автомобиля, но и защитит его от коррозии и потери стоимости на вторичном рынке.

***

Отказ от ответственности: Данная статья основана на личном опыте и предназначена для ознакомительных целей. Перед проведением любых работ с лакокрасочным покрытием автомобиля всегда рекомендуется проконсультироваться с профессионалами или провести тест на незаметном участке. Автор не несет ответственности за возможные повреждения, возникшие в результате самостоятельного применения описанных методов.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал