Русская зима – это не просто смена времен года, это целое испытание. И к нему нужно быть готовым не только самому, но и подготовить своего железного коня. За годы, что я на колесах, а это уже не один десяток зимних сезонов, повидал я всякое: и как люди по полдня в сугробах сидят, и как на трассе в мороз машина отказывается ехать, и даже как из-за мелочи, которую забыли дома, можно попасть в очень неприятную ситуацию. Это вам не европейская «зимушка», где снег раз в год видят. У нас, когда метет, так метет, что порой не видно ни зги, а градусник за окном показывает такие цифры, от которых и у человека, и у машины мурашки по коже. Так что, не просто поделюсь списком, а расскажу, что реально спасало в полевых условиях и что должно быть в каждом автомобиле, чтобы не оказаться заложником обстоятельств.
- Базовый набор: без чего на дорогу ни ногой
- Пуско-зарядное устройство или провода прикуривания
- Лопата-саперка или складная лопата
- Буксировочный трос
- Зимняя «незамерзайка» и щетка-скребок
- Тёплые вещи и термос с горячим напитком
- Аптечка и огнетушитель
- Продвинутый уровень: для тех, кто не ищет легких путей
- Пара мешков песка или кошачий наполнитель
- Канистра с топливом
- Монтажка и набор ключей
- Фонарик (налобный) и запасные батарейки
- Автомобильный компрессор
- Лайфхаки и предостережения от бывалого
Базовый набор: без чего на дорогу ни ногой
Начнем с самого фундаментального. Это тот минимум, который должен быть в багажнике всегда, с первой метели и до последнего талого ручейка.
Пуско-зарядное устройство или провода прикуривания
О, это мой личный топ-1. Сколько раз оно спасало меня самого и помогало спасти других – не сосчитать. Аккумуляторы зимой, особенно старые, любят преподносить сюрпризы. Вот стоит машина ночь на морозе, а утром – щелчок стартера и тишина. У меня был случай: ехал на рыбалку, за сотню километров от города, и у товарища в «Патриоте» аккумулятор сдох. Связи нет, вокруг ни души. Если бы не мой портативный пуско-зарядник (кстати, рекомендую модели с литий-полимерными батареями, они легче и держат заряд дольше, чем старые свинцовые), сидели бы до вечера, пока кто-нибудь не проехал бы. Если нет пуско-зарядника, то хотя бы качественные провода прикуривания. И тут нюанс: не берите тонкие, как лапша. Чем толще кабель и массивнее «крокодилы», тем лучше. Дешевые китайские провода на морозе дубеют, ломаются, а тонкий провод просто не сможет передать нужный ток, особенно если машина большая или мороз сильный. И не забывайте, что прикуривать нужно уметь: сначала плюс к плюсу, потом минус к массе донора, а затем к массе реципиента. Только не на аккумулятор реципиента – от греха подальше, чтобы искры не наделали бед с электроникой.
Лопата-саперка или складная лопата
Это не просто лопата, это ваш лучший друг, когда вы по уши в снегу. Обычная штыковая лопата – это, конечно, хорошо, но она громоздкая. А вот компактная складная лопата, или как ее еще называют, саперка, – самое то. Она не занимает много места, но способна творить чудеса. Однажды я заехал на дачу в снегопад, вроде и дорога была, но потом забуксовал в безобидном, как казалось, сугробе. Колеса беспомощно крутятся, а выехать никак. Моя старая саперка, еще советских времен, помогла буквально за полчаса откопать колеса и немного расчистить путь. Важный момент: выбирайте лопату с металлической ручкой и надежным фиксатором. Пластиковые ручки на морозе лопаются, а фиксаторы разбалтываются. И да, если у вас машина с передним приводом, не забывайте, что копать нужно не только перед колесами, но и за ними, чтобы создать хоть какой-то накат.
Буксировочный трос
Трос – это не просто кусок веревки. Это страховка от того, чтобы не остаться на дороге в одиночестве. Предпочтительнее динамический трос. Он, в отличие от статического, имеет свойство растягиваться, смягчая рывок и предотвращая поломку буксировочных проушин. Это очень важно! Я сам видел, как люди рвали бамперы и вырывали «уши» из лонжеронов, пытаясь выдернуть машину статическим тросом. Динамический трос – это как эластичный бинт для машины. Длина – не менее 4 метров, а лучше 6. И, конечно, надежные металлические крюки или скобы. Проверьте заранее, где у вашей машины находятся буксировочные проушины. У многих современных авто они спрятаны под заглушками в бампере, а сами проушины вкручиваются. У меня на старой «Калине» они были открыты, а вот на нынешней «Рио» пришлось инструкцию читать, чтобы найти, где эта «дырка» для уха. Всегда держите их под рукой, а не глубоко в багажнике под всеми вещами.
Зимняя «незамерзайка» и щетка-скребок
Казалось бы, мелочь, но как же она важна! В бачок омывателя заливайте только качественную незамерзающую жидкость с запасом по температуре. Если на этикетке написано «до -20», а на улице -25, то она замерзнет, как пить дать. Всегда берите с запасом. Я лично использую ту, что до -30 или -45. И всегда имейте с собой запасную канистру в багажнике. Ничто так не раздражает, как грязное лобовое стекло, когда дворники просто размазывают соль и грязь, а видимость падает до нуля. А про щетку-скребок и говорить нечего. Не пытайтесь скрести лед пластиковой картой или, того хуже, рукой – поцарапаете стекло. Хороший скребок с мягкой щеткой для снега и прочным лезвием для льда – мастхэв. И лайфхак: если стекло сильно обледенело, заведите машину, включите печку на максимум и направьте обдув на лобовое. За несколько минут лед подтает, и счистить его будет намного легче.
Тёплые вещи и термос с горячим напитком
Это уже про личную безопасность и комфорт. Если машина сломается где-нибудь на трассе в минус тридцать, а до ближайшего населенного пункта километров двадцать, то без теплых вещей и горячего чая можно сильно пожалеть. Всегда держите в машине теплую куртку, шапку, перчатки и, что очень важно, валенки или хотя бы зимние ботинки. Я всегда вожу старую, но добротную зимнюю куртку и пару валенок, которые не жалко. Была история: ехал из Твери в Москву, и под Клином у меня пробило колесо. Запаска была, а вот домкрат замерз намертво. Пока возился, руки закоченели, ноги тоже. Хорошо, что был термос с чаем и теплые перчатки. Без них было бы совсем худо. Термос, кстати, должен быть качественным, который держит тепло часов 6-8 минимум. И не просто вода, а крепкий сладкий чай или кофе. Это и согревает, и бодрит.
Аптечка и огнетушитель
Это не только требование ПДД, но и здравый смысл. Аптечка должна быть полной, с учетом зимних реалий: помимо стандартных бинтов и пластырей, не лишним будет иметь средства от обморожения, обезболивающие, и что-нибудь от простуды. Огнетушитель – только порошковый, объемом не менее 2 литров. И периодически проверяйте срок годности. Не дай бог, конечно, но лучше быть готовым. У меня товарищ однажды столкнулся с возгоранием под капотом – проводка замкнула. Его огнетушитель, просроченный, просто пшикнул и всё. Пришлось бежать за снегом. Слава богу, успели потушить, но урок был усвоен.
Продвинутый уровень: для тех, кто не ищет легких путей
Теперь о том, что не является строго обязательным, но может существенно облегчить жизнь в суровых условиях.
Пара мешков песка или кошачий наполнитель
Да, именно так! Если вы застряли в снегу или на льду, немного песка или даже кошачьего наполнителя под ведущие колеса могут дать необходимый зацеп. Это старый дедовский способ, который работает безотказно. Я сам так выезжал из ледяной колеи, когда ни трос, ни лопата уже не помогали. Просто подсыпаете немного под колесо, и вперед. Мешок весом 20-30 кг также добавит веса на ведущую ось, что улучшит сцепление с дорогой, особенно для заднеприводных машин.
Канистра с топливом
Для дизельных машин, особенно в сильные морозы, это может быть спасением. Дизельное топливо имеет свойство замерзать (парафинизироваться) при низких температурах, если оно не «зимнее». В баке может быть летняя солярка, а на улице вдруг ударил мороз. Антигель – это, конечно, хорошо, но если вы уже встали, то поздно. Канистра с качественным зимним дизелем (или бензином для бензиновых авто) может помочь дотянуть до заправки. Главное – не возить ее в салоне, только в багажнике, надежно закрепленную и герметичную. И, конечно, не забывайте про присадки-антигели для дизельного топлива. Лично я всегда добавляю их, когда температура опускается ниже -10 градусов. Особенно если еду куда-то далеко, где нет уверенности в качестве топлива на заправках.
Монтажка и набор ключей
Банальный набор инструментов. Но поверьте, он сэкономит вам кучу нервов. Например, монтажка – это не только для шиномонтажа. Ей можно и лед отбить, и что-то поддеть, и даже использовать как рычаг. Набор ключей и головок – чтобы подтянуть клемму аккумулятора, заменить свечу (если это возможно в полевых условиях), или хотя бы проверить уровень масла, если вдруг что-то не так.
Фонарик (налобный) и запасные батарейки
Налобный фонарик освобождает руки, а это бесценно, когда нужно что-то делать под капотом или менять колесо в темноте. Зимой темнеет рано, а поломки, как назло, случаются именно тогда, когда солнце уже село. И не забудьте про запасные батарейки. Мороз быстро высаживает аккумуляторы и батарейки, так что иметь запас – это не прихоть, а необходимость.
Автомобильный компрессор
Давление в шинах зимой – отдельная песня. На морозе оно падает, и кажется, что колесо спущено. А это влияет на управляемость и расход топлива. Надежный компрессор – это не просто возможность подкачать колесо, но и выровнять давление во всех шинах после стоянки на холоде. А если вдруг медленный прокол, то можно подкачать и доехать до шиномонтажа.
Лайфхаки и предостережения от бывалого
- Проверяйте все жидкости: не только незамерзайку, но и антифриз, масло. Убедитесь, что их уровень в норме и они рассчитаны на низкие температуры.
- Заряжайте телефон: всегда держите телефон заряженным, а лучше – с пауэрбанком. На морозе батарея садится быстрее. У меня лично всегда два пауэрбанка: один в машине, другой в рюкзаке.
- Не экономьте на резине: это ваша безопасность. Зимняя резина должна быть по сезону, с хорошим протектором. И не забывайте про шипы, если ездите по льду.
- Учитесь ездить зимой: плавные движения рулем, газом и тормозом. Никаких резких маневров. Держите дистанцию. Это не просто слова, это опыт, оплаченный чьими-то ошибками.
- Следите за прогнозом погоды: всегда перед дальней поездкой смотрите, что обещают синоптики. Если предстоит метель или сильный мороз, может, лучше перенести поездку?
- Держите бак полным: зимой это особенно актуально. Если вдруг застрянете, двигатель можно будет держать включенным дольше, чтобы согреться, не боясь остаться без топлива.
- WD-40 и силиконовая смазка: WD-40 поможет разморозить замки, а силиконовая смазка предотвратит примерзание резинок дверей. Нанесите ее на уплотнители до наступления морозов – и будете спать спокойно.
- Не оставляйте дворники прижатыми к стеклу: если они примерзнут, есть риск повредить резинки или даже моторчик. Лучше откинуть их или подложить что-то под них.
Помните, что каждый пункт из этого списка – это не просто теоретические знания, а кровью и потом (иногда и обморожениями) выстраданный опыт. Зима не прощает беспечности. Подготовьтесь к ней по полной, и тогда даже самый лютый мороз не сможет испортить вам настроение и планы.
Отказ от ответственности: Данная статья основана на личном опыте и субъективных рекомендациях. Автор не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате применения или неприменения изложенной информации. Всегда руководствуйтесь здравым смыслом, инструкциями производителя вашего автомобиля