Что проверить, если двигатель заводится и сразу глохнет

Этот скрип знакомого стартера, потом подхват, секунда-две работы, и – тишина. Двигатель заводится и сразу глохнет. Знакомо? Мне – до боли. За годы работы с машинами, от видавших виды «Жигулей» до вполне современных «корейцев», я насмотрелся на эту болячку столько, что могу диссертацию писать. И вот что я вам скажу: это не всегда приговор и не всегда повод сразу бежать в сервис, раскошеливаясь на диагностику. Частенько проблему можно поймать за хвост самому, главное – знать, куда смотреть и что слушать. Поехали, разберемся по-пацански, без лишних соплей.

Первый шаг: не паникуем и слушаем

Когда движок так себя ведет, первое, что приходит в голову: «Всё, приехали». Но паника – плохой советчик. Сначала выдохните и попробуйте еще раз. Иногда это просто глюк электроники или неудачное стечение обстоятельств. Если проблема повторяется, начинаем слушать. Машина, как человек, подает сигналы. И их надо уметь расшифровывать.

Что происходит в эти секунды?

  • Двигатель схватывает резко и тут же умирает: это часто указывает на проблемы с топливоподачей, искрой или иммобилайзером. То есть, что-то критически важное для поддержания работы мотора отключается почти мгновенно.
  • Двигатель пытается работать, но очень неустойчиво, трясется и глохнет: тут могут быть замешаны датчики холостого хода, подсос воздуха или очень слабая искра.

Мой личный лайфхак: если есть возможность, попробуйте завестись с нажатой педалью газа. Не до упора, а чуть-чуть, на четверть. Если в таком режиме мотор работает хоть сколько-то дольше, это уже наводит на мысли о проблемах с холостым ходом или подачей топлива на малых оборотах.

Топливная система: голод не тетка

Чаще всего, если мотор схватывает и сразу глохнет, ему просто не хватает «еды». Топливо – это же кровь двигателя. Если его мало или оно поступает под недостаточным давлением, движок не сможет поддерживать работу.

Топливный насос и фильтр: дуэт под подозрением

Топливный насос. Это, пожалуй, самый частый виновник. Помню, как-то на своей старенькой «пятнашке» (ВАЗ-2115, кто в теме, тот поймет), мотор начал именно так себя вести. Заводится, секунда – и тишина. Думал, всё, форсунки. А оказалось, насос. Он жужжал, но как-то вяло, неуверенно. Обычно, когда поворачиваешь ключ зажигания в положение ON (но не START), должен быть четкий, звонкий звук работы топливного насоса на 2-3 секунды. Это он создает давление в системе. Если вы его не слышите вообще, или слышите еле-ееле, или он звучит как-то надрывно – это уже звоночек. На «пятнашках» и многих других машинах его можно послушать, приложив ухо к заднему сиденью (там бак и насос под ним). Если совсем тихо, попробуйте постучать по баку снизу – иногда это помогает «оживить» умирающий насос на пару минут, чтобы доехать до сервиса. Но это, конечно, временная мера.

Топливный фильтр. Еще один «тихий убийца». Забитый фильтр не дает топливу нормально проходить, создавая сопротивление. Давление в рампе падает, и движок глохнет. Особенно это актуально после заправки не очень качественным топливом. Я раз на трассе попал в такую ситуацию на «Приоре». Заправился где-то на безымянной АЗС, и через 50 км началось. Поменял фильтр (он был черный как смоль) – проблема ушла. На многих авто, например, на некоторых Ford Focus 2, топливный фильтр встроен в модуль бензонасоса, что усложняет его замену. Но на том же Logan’е или Vesta он меняется за 15 минут под днищем.

Регулятор давления топлива: недооцененный игрок

Мало кто о нем вспоминает, а зря. Регулятор давления топлива (РДТ) поддерживает стабильное давление в топливной рампе. Если он неисправен, давление может быть слишком низким или слишком высоким. Если слишком низким, то, опять же, мотор будет голодать. Симптомы очень похожи на умирающий насос. Проверить его без манометра сложно, но можно попробовать пережать обратку топлива (шланг, по которому излишки возвращаются в бак) – если двигатель начинает работать стабильнее, то проблема, скорее всего, в РДТ. Но будьте осторожны, не пережмите слишком сильно и не повредите шланги!

Электроника: коварный мозг и его помощники

Современные машины – это компьютеры на колесах. И иногда сбои в электронике могут вывести из строя даже самый надежный движок.

Иммобилайзер: злой гений

Один из самых коварных виновников. Иммобилайзер – это система защиты от угона. Если она не распознает ключ (чип в ключе), то даст команду на запуск, но тут же заглушит мотор, чтобы никто не смог уехать. Симптомы: двигатель заводится идеально, но через 1-2 секунды глохнет, как будто его кто-то выключил кнопкой. На панели приборов может загореться лампочка иммобилайзера (обычно в виде машинки с ключом или просто ключа). Особенно часто это бывает на Ford Focus 2, Opel Astra G/H, Renault Logan/Sandero. Причины могут быть разные: севшая батарейка в ключе (особенно если он с кнопками), поврежденный чип, проблемы с антенной иммобилайзера вокруг замка зажигания. Мой случай: на стареньком Opel Astra H, владелец пытался завестись запасным ключом, который давно валялся в ящике. Оказалось, батарейка в нем сдохла, и чип не считывался. Поменяли батарейку – всё заработало как часы.

Датчик положения коленвала (ДПКВ): пульс мотора

ДПКВ – это глаза и уши электронного блока управления (ЭБУ). Он сообщает «мозгам» о положении коленвала и оборотах двигателя. Без этих данных ЭБУ не сможет правильно подавать искру и топливо. Если ДПКВ неисправен, двигатель либо вообще не заведется, либо заведется и тут же глохнет. Это мой личный ТОП-3 виновников после бензонасоса и иммобилайзера. На одной из моих рабочих «Газелей» (да, и такое бывает в практике) движок схватывал и сразу умирал. Никаких ошибок на приборке. «Почесал репу», полез к ДПКВ (он там довольно доступно расположен, на кожухе сцепления). Разъем был окислен. Почистил, брызнул ВДшкой – и «Газель» снова в строю. Иногда бывает, что сам датчик умирает от старости или перегрева. Проверить его можно мультиметром на сопротивление, но лучше – осциллографом или заменой на заведомо исправный.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) / MAP-сенсор: как дышать

Эти датчики отвечают за количество воздуха, поступающего в двигатель. Если они врут, ЭБУ неправильно рассчитывает топливовоздушную смесь. В результате – слишком бедная или слишком богатая смесь, и двигатель глохнет. Чаще всего, при неисправности ДМРВ мотор будет работать очень неустойчиво, но может и глохнуть сразу. На многих японцах, например, на старых Toyota Corolla или Mazda 3, ДМРВ довольно чувствительный. Иногда достаточно его почистить специальным спреем для ДМРВ (ни в коем случае не используйте очиститель карбюратора!).

Воздух: дышать полной грудью

Помимо того, что воздух должен быть правильно измерен, он еще и должен поступать в двигатель только через предназначенные для этого каналы.

Подсос воздуха: незваный гость

Любой несанкционированный подсос воздуха после ДМРВ (или MAP-сенсора) приводит к тому, что ЭБУ «думает», что воздуха меньше, чем есть на самом деле, и подает меньше топлива. Смесь получается бедная, и мотор глохнет. Чаще всего это треснувшие вакуумные шланги, прокладки впускного коллектора, или неплотно прилегающий патрубок от воздушного фильтра к дроссельной заслонке. Как это найти «на коленке»? Заведите двигатель (если он хоть как-то держится) и брызгайте очистителем карбюратора или эфиром (быстрым стартом) вокруг всех соединений впускного тракта. Если обороты двигателя резко изменятся, вы нашли подсос. Мой кейс: на стареньком Renault Logan (они вообще любят подсосы воздуха), мотор глох после запуска. Оказалось, треснул тонкий вакуумный шланг, идущий к усилителю тормозов. Заменил его – всё, как бабка пошептала.

Дроссельная заслонка и регулятор холостого хода (РХХ): клапан жизни

Дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха в двигатель. Если она сильно загрязнена, особенно по краям, или если неисправен регулятор холостого хода (РХХ), то двигателю просто нечем «дышать» на малых оборотах. Заслонка не может полностью закрыться, или РХХ не может обеспечить нужный поток воздуха. В итоге – мотор заводится, но не может поддерживать обороты холостого хода и глохнет. Часто помогает простая чистка дроссельной заслонки специальным очистителем. На некоторых авто (например, на многих Honda) после чистки дросселя требуется адаптация, иначе холостые могут «плавать».

Мелкие, но подлые пакости

Иногда причина кроется в мелочах, которые могут испортить всю картину.

Клеммы аккумулятора и масса: контакт – всему голова

Если клеммы аккумулятора плохо затянуты или окислены, то стартер может крутить, но на бортовую сеть не будет хватать стабильного напряжения. ЭБУ и топливный насос могут не получать достаточно энергии, что приведет к мгновенному заглоханию. Проверьте, крепко ли сидят клеммы, нет ли на них белого или зеленого налета. То же самое касается и массы двигателя/кузова. Плохой контакт «массы» – это гарантированные головные боли с электроникой.

Грызуны: незваные гости

Куницы, мыши и крысы – это бич для проводки, особенно в сельской местности или на дачах. Они любят грызть изоляцию, что может привести к коротким замыканиям или обрывам важных цепей. Если вы заметили следы грызунов под капотом, внимательно осмотрите проводку, особенно к датчикам и блоку управления. Это редкий, но очень неприятный случай.

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье, носит исключительно ознакомительный характер. Любые действия по ремонту или диагностике автомобиля вы выполняете на свой страх и риск. При отсутствии необходимых навыков и инструментов настоятельно рекомендуется обратиться к квалифицированным специалистам. Я не несу ответственности за возможные повреждения вашего автомобиля или травмы, полученные в результате самостоятельного ремонта.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал