Что проверить, если гул сзади после замены подшипника

Ну что, братцы-автолюбители, знакома ситуация? Отдал душу, деньги и время, чтобы поменять этот проклятый гудящий задний подшипник. Выехал из сервиса (или из своего гаража, если руки откуда надо растут), на душе легкость, а потом… снова он, этот мерзкий, навязчивый гул сзади! Вот тут-то и начинается самое интересное, ведь вариантов, почему так произошло, может быть вагон и маленькая тележка. Я через это проходил не раз и не два, и могу сказать: не спешите грешить на новый подшипник сразу. Хотя, чего уж там, и такое бывает.

Первый шаг: не паникуем, а слушаем

Прежде чем хвататься за голову, нужно провести небольшую диагностику на слух. Гул гулу рознь, и его характер может дать ценные наводки. Помню, как-то раз на своей «Ласточке» (старенький Ford Focus, который я уже вдоль и поперек изучил) после замены заднего подшипника появился гул, который усиливался при повороте налево. Чистый признак того, что проблема в правом заднем колесе. А если гул сильнее направо – значит, слева. Это классика, но не всегда работает один в один.

  • Зависимость от скорости: Чем быстрее едешь, тем сильнее гул? Скорее всего, это что-то вращающееся – подшипник, шина, редуктор.
  • Зависимость от нагрузки: Гул меняется, когда давишь на газ или отпускаешь? Это может указывать на редуктор или трансмиссию.
  • Зависимость от поворотов: Как я уже говорил, это часто указывает на сторону.

Лайфхак: вывесить колесо и послушать стетоскопом – это классика, но не всегда работает, особенно если проблема проявляется только под нагрузкой. Лучше: попросите друга проехать рядом на безопасной скорости, пока вы слушаете из другой машины или даже снаружи. Это дает другое, более чистое восприятие звука. Или, если есть возможность, на подъемнике с вывешенными колесами, включить передачу (если это не полный привод с межосевым дифференциалом, который может не дать крутиться только задним колесам) и послушать. Но будьте предельно осторожны, это опасно!

Самое очевидное, но не всегда простое: новый подшипник – бракованный или неправильно установлен

Да, как ни печально, но даже новая деталь может подвести. Особенно в наших реалиях, когда рынок наводнен всем подряд – от качественных аналогов до откровенного китайского ноунейма или контрафакта. Я сам сталкивался с ситуацией, когда новый подшипник начинал гудеть через 500-1000 км. Причина? Заводской брак или, что еще чаще, неправильная установка.

  • Брак подшипника:

    Иногда просто не везет. Даже именитые бренды типа SKF, FAG, Koyo могут выдать дефектную партию. Но это скорее исключение, чем правило. Чаще всего проблема в «бюджетных» аналогах. Лайфхак: всегда сохраняйте чек и упаковку! Изучите отзывы на конкретную модель подшипника перед покупкой.

  • Неправильная установка:

    Вот тут кроется 90% бед. Сколько я видел убитых на раз-два подшипников из-за того, что «мастер» бил по внутренней обойме, запрессовывая его молотком! Современные ступичные подшипники, особенно двухрядные, очень чувствительны к направлению приложенной силы. Давить нужно только на внешнюю обойму, чтобы не повредить шарики/ролики и их дорожки.

    Перетяжка/недотяжка ступичной гайки: Это вообще бич. У каждого подшипника свой преднатяг. Если гайку перетянуть – подшипник будет работать с излишней нагрузкой, греться и быстро выйдет из строя. Недотянуть – появится люфт, и он тоже быстро «кончится». Всегда используйте динамометрический ключ и соблюдайте моменты затяжки, указанные производителем (они есть в мануалах или на специальных ресурсах). На некоторых моделях VAG-группы, например, подшипники с магнитным кольцом для ABS нужно ставить строго определенной стороной. Перепутаешь – АБС не работает, а гул никуда не делся, потому что подшипник уже под нагрузкой.

    Посадочное место: Если ступица или поворотный кулак имеют задиры, коррозию или грязь на посадочном месте, подшипник не сядет ровно. Это приведет к перекосу и, как следствие, гулу и быстрому износу. Всегда тщательно зачищайте и смазывайте (не маслом, а специальной антизадирной пастой или медной смазкой) посадочные места.

    Забытые детали: Стопорные кольца, шайбы, пыльники – иногда в спешке их забывают или ставят неправильно. Это редко, но бывает. Один мой знакомый на «Королле» после самостоятельной замены подшипника полгода искал причину гула, пока не выяснилось, что он забыл поставить стопорное кольцо, и подшипник «гулял» в посадочном месте.

Соседи по ходовой: кто еще может гудеть?

Когда новый подшипник вроде бы установлен правильно, а гул не ушел, начинаем искать «соседей», которые могли бы выдавать схожие симптомы. И тут начинается самое интересное.

  • Шины:

    Гудящие шины – это бич. Особенно после переобувки или если вы давно не делали ротацию. Изношенный протектор, «ступенчатый» износ (когда блоки протектора изнашиваются неравномерно, образуя что-то вроде «пилы»), или просто низкокачественная резина могут издавать гул, очень похожий на подшипник. Проверьте шины визуально, проведите рукой по протектору – если есть явные «волны» или «зубья», то это они. Наши «всесезонки» или изношенные «липучки» – это отдельная песня, они порой гудят так, что кажется, будто самолет взлетает.

  • Редуктор заднего моста (для заднеприводных и полноприводных):

    Вот тут уже серьезнее. Гул меняется от нагрузки, скорости, но обычно он более глубокий, «вой», чем у подшипника. Проверьте уровень масла в редукторе, его состояние. Если масло черное, с металлической стружкой – это плохой знак. Особенно актуально для старых «Волг», «Жигулей» или внедорожников, где редукторы могут быть изношены.

  • Карданный вал (для заднеприводных и полноприводных):

    Подвесной подшипник или крестовины. Гул может сопровождаться вибрацией, особенно при разгоне или торможении двигателем. Подвесной подшипник изнашивается со временем, а крестовины могут закиснуть или получить выработку. Попробуйте покачать кардан руками – если есть люфт, это оно.

  • Тормозные механизмы:

    Забытый камушек, перекошенная колодка, или, что реже, деформированный тормозной диск, который слегка задевает. Обычно это скрежет или свист, но иногда может давать низкий гул, который усиливается при легком нажатии на педаль тормоза (или, наоборот, пропадает). Осмотрите суппорт, колодки, диски на предмет посторонних предметов или следов контакта.

  • Сайлентблоки/рычаги:

    Изношенные сайлентблоки могут не гудеть напрямую, но могут изменять геометрию подвески, что приводит к неравномерному износу шин, а те уже гудят. Проверьте состояние всех резинометаллических элементов задней подвески на люфты и трещины.

  • Не экономьте на инструменте и запчастях: Скупой платит дважды, а то и трижды. Хороший подшипник прослужит дольше, а правильный инструмент предотвратит его повреждение при установке.
  • Доверяй, но проверяй: Даже если вы доверили работу сервису, не стесняйтесь задавать вопросы и уточнять детали. А если делаете сами, перепроверяйте себя по мануалам. Я сам не раз перепроверял после «спецов», и находил косяки.
  • Прогрев и приработка: Некоторые новые подшипники могут слегка шуметь первые несколько десятков километров, пока «притираются». Но это не должен быть сильный, навязчивый гул. Если шум не пропадает или усиливается, это не приработка, это проблема.
  • Фотографируйте процесс: Особенно если вы делаете это впервые или не уверены в последовательности. Это поможет не забыть, что куда ставить, и как выглядело до разборки.

Надеюсь, эти советы помогут вам быстрее разобраться с назойливым гулом и вернуть вашей машине тишину и комфорт. Удачи на дорогах!

Отказ от ответственности: Данная статья носит информационно-ознакомительный характер. Все работы по диагностике и ремонту автомобиля должны выполняться квалифицированными специалистами с соблюдением всех мер безопасности. Автор не несет ответственности за любой ущерб, возникший в результате использования информации, представленной в этой статье.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал