Что проверить, если свистят колодки только задом

Когда в салоне машины раздается этот навязчивый, зудящий писк или, не дай бог, визг, который, кажется, проникает прямо в мозг, первое, что приходит в голову: «Опять тормоза!» Но одно дело, когда свистят все четыре колеса, и совсем другое – когда этот дьявольский звук доносится только сзади. Вот тут-то и начинается самое интересное, потому что задние тормоза, хоть и кажутся проще передних, могут подкинуть такие сюрпризы, что даже опытный механик почешет затылок. Поверьте моему опыту, я на этих свистах уже не одну собаку съел, а скорее, не один комплект колодок и дисков поменял, причем часто в условиях, далеких от идеальных.

В российских реалиях 2025 года, когда на рынке запчастей творится форменный бардак – от откровенных подделок под известные бренды до «оригинала» из подмосковного гаража – проблема скрипящих тормозов стоит особенно остро. И если передние колодки свистят чаще из-за перегрева или износа, то задние, работающие с меньшей нагрузкой, начинают «петь» порой по совсем другим причинам. Давайте разберемся, что же там свистит и как с этим бороться, опираясь не на учебники, а на реальный, порой очень болезненный, опыт.

Первый шаг: не паниковать и прислушаться

Прежде чем хвататься за ключ и домкрат, важно точно определить характер свиста. Это постоянный писк на ходу? Или только при легком нажатии на педаль? А может, свист появляется после того, как отпустишь педаль? Эти нюансы – половина диагноза. Например, если свист постоянный и меняется только от скорости, это часто указывает на что-то застрявшее или деформированное. Если только при нажатии – проблемы с колодками или суппортом. В моем случае, на старенькой Kia Rio, писк сзади появлялся только на малых скоростях, когда я еле касался педали. Оказалось, это был предвестник закисания направляющих, о чем я расскажу чуть позже.

Основные виновники и неявные засады

Износ колодок и дисков: не все так очевидно

Казалось бы, банальщина. Но на задних тормозах колодки изнашиваются гораздо медленнее, чем на передних. И часто, когда передние уже просятся на замену, задние выглядят вполне прилично. Однако, это не повод расслабляться. Если колодки изношены до металла, это, конечно, будет дикий скрежет. Но бывает, что свистят новые или почти новые колодки. Почему? Причина номер один в наших условиях: качество. Купил я как-то комплект «бюджетных аналогов» на Lada Vesta. Вроде, все по размеру, встали как родные. Но на третий день начался адовый писк сзади. Пришлось снимать, смотреть. Оказалось, фрикционный материал был слишком жестким, да еще и с какими-то включениями, которые царапали диск. Лайфхак: если есть возможность, перед установкой слегка обработайте края новых колодок наждачной бумагой или напильником, снимите фаски. Это часто помогает убрать первичный свист, который возникает из-за острой кромки.

Диски тоже могут быть причиной. Если на диске появилась выработка в виде ступеньки по краям, или он посинел от перегрева (хотя для задних это редкость), или, что чаще, его повело – свист обеспечен. Особенно это актуально для автомобилей, которые часто ездят по лужам с горячими тормозами. На моем стареньком «японце» как-то раз задний диск повело так, что он начал тереть о колодки даже без нажатия, создавая характерный «шуршащий» свист. Пришлось менять парой, причем ставить диски с перфорацией, чтобы улучшить отвод тепла.

Закисание направляющих суппорта: тихий убийца

Это, пожалуй, самый частый и самый коварный виновник свиста именно сзади. Задние суппорты работают менее интенсивно, чаще подвержены воздействию грязи и воды. Направляющие (пальцы) суппорта, по которым он должен свободно ходить, со временем закисают. Особенно это касается машин, которые нечасто заглядывают на сервис, или где при замене колодок сэкономили на смазке. Что происходит: суппорт не возвращается в исходное положение полностью, колодка постоянно прижата к диску, пусть и несильно. Отсюда – постоянный слабый свист или шелест, который усиливается при малейшем касании педали. На некоторых моделях, например, на Hyundai Solaris, эти направляющие очень любят закисать, если их не смазывать правильной высокотемпературной силиконовой смазкой. Медная или графитовая паста тут не годится, она быстро вымывается или выгорает, да еще и может вызвать коррозию. Мой совет: используйте специализированные смазки для направляющих, например, Permatex или Liqui Moly. Это не реклама, это проверенный годами опыт.

Как проверить, не снимая колеса? Поддомкратьте колесо, попробуйте его покрутить рукой. Если оно крутится тяжело или с шумом, а потом вы слегка нажимаете на педаль тормоза и отпускаете, и колесо все равно не крутится свободно – почти наверняка дело в направляющих или поршне суппорта.

Неправильная установка и отсутствие противоскрипных пластин

В гаражах «у дяди Васи» часто пренебрегают мелочами, а дьявол, как известно, кроется в деталях. Противоскрипные пластины, которые идут в комплекте с хорошими колодками, часто просто выбрасывают или забывают поставить. Эти тонкие металлические пластинки с резиновым покрытием гасят вибрации, которые и являются причиной свиста. Купил как-то комплект китайских колодок на Octavia A7 – они были без пластин. Пришлось докупать отдельно. А если их нет, или они старые, деформированные – свист гарантирован. Еще одна ошибка: не смазывают посадочные места колодок в суппорте. Там, где колодка контактирует с суппортом, тоже нужно нанести тонкий слой высокотемпературной керамической смазки (не медной!). Это снижает трение и предотвращает «залипание» колодки.

Ручник (стояночный тормоз): забытый фактор

Особенно актуально зимой. Если трос ручника подмерз или его закусило, колодки стояночного тормоза (а на многих машинах это отдельные колодки внутри тормозного диска, или механизм интегрирован в суппорт) могут оставаться слегка прижатыми. Это вызывает легкий, но постоянный свист или шелест, который может быть трудно отличить от обычного. На моей старой «Приоре» зимой после ночной стоянки с ручником заднее колесо по утрам начинало свистеть. Приходилось несколько раз дергать ручник, чтобы его отпустило. Проверьте, не перетянут ли ручник. Если его хватает уже на 2-3 щелчка, возможно, его нужно ослабить.

Попадание посторонних предметов

Редко, но метко. Камушек, кусочек грязи или даже металлическая стружка могут застрять между диском и колодкой, вызывая дикий визг. Особенно часто это бывает после поездок по гравийным дорогам или бездорожью. На рыбалке как-то раз поймал такой «сюрприз» – маленький камушек застрял и начал царапать диск. Звук был такой, будто кто-то гвоздем по металлу елозит. Пришлось снимать колесо и выковыривать. Если звук внезапный, резкий и очень неприятный, это первый кандидат.

Качество запчастей: лотерея «на выживание»

Как я уже говорил, это бич наших дней. Дешевые колодки эконом-класса часто имеют нестабильный фрикционный материал, который может скрипеть сам по себе. Или же он слишком быстро изнашивается, оставляя на диске борозды. Мой личный ТОП «не брать ни за что», если не хотите свиста и геморроя: некоторые «ноунейм» бренды из категории «самые дешевые на рынке». Лучше переплатить за проверенные марки, такие как TRW, Textar, ATE, Bosch. Да, они дороже, но вы сэкономите нервы и время. Или, если бюджет совсем ограничен, ищите отзывы на конкретную модель колодок для вашей машины – иногда попадаются неплохие бюджетные варианты, но это всегда риск.

Лайфхаки и нюансы от практика

  • Проверка «на слух» с открытым окном: На медленной скорости (10-20 км/ч) опустите задние окна и прислушайтесь. Если свист идет с одной стороны, это поможет локализовать проблему. Попросите кого-нибудь проехать мимо вас, пока вы слушаете.
  • «Ручной» тест диска: После короткой поездки (аккуратно, чтобы не обжечься!) потрогайте задние диски. Если один из них заметно горячее другого, это почти 100% указывает на то, что колодки на этом колесе подклинивают.
  • Визуальный осмотр через диск: Иногда, если диск имеет большие отверстия, можно рассмотреть состояние колодок и диска без снятия колеса. Ищите ступеньки, борозды, неравномерный износ.
  • Смазка: Используйте только правильные смазки. Для направляющих – силиконовая высокотемпературная. Для посадочных мест колодок – керамическая высокотемпературная. Медная паста – для резьбовых соединений, но не для мест трения колодок или направляющих.
  • Обкатка новых колодок: Не забудьте про это! Первые 100-200 км избегайте резких торможений. Дайте колодкам притереться к дискам.
  • Очистка ступицы: При замене дисков обязательно тщательно очищайте ступицу от ржавчины и грязи. Даже малейшая неровность может привести к биению диска, а значит, и к свисту.

Предостережения: когда не стоит лезть самому

Тормоза – это ваша безопасность. Если вы не уверены в своих силах, или не имеете нужного инструмента, лучше не экспериментировать. Одно дело – поменять колодки, другое – разбирать суппорт или колдовать с ручником. Если после всех проверок свист не исчез, или вы видите явные признаки серьезной неисправности (например, течь тормозной жидкости, заклинивший суппорт), не рискуйте. Обратитесь к специалистам. Иногда «дядя Вася» в гаражах, который «все знает», может сэкономить вам денег, но не всегда – нервов и безопасности. Выбирайте проверенные сервисы, даже если это чуть дороже. Помните: скупой платит дважды, а на тормозах – и трижды, и своим здоровьем.

Надеюсь, эти советы, основанные на моем личном, порой весьма тернистом, опыте, помогут вам справиться с этим надоедливым свистом задних тормозов. Удачи на дорогах!

Отказ от ответственности

Информация, представленная в этой статье, носит исключительно ознакомительный характер и основана на личном опыте автора. Она не является руководством к действию и не заменяет профессиональную диагностику и ремонт в специализированных сервисных центрах. Самостоятельный ремонт тормозной системы требует определенных знаний, навыков и специального инструмента. Любые действия, предпринятые вами на основе этой информации, вы совершаете на свой страх и риск. Автор не несет ответственности за возможный ущерб, травмы или другие негативные последствия, возникшие в результате использования данной информации.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал