Что такое «хэппенинг» и «перформанс» в искусстве

В мире искусства есть штуки, которые не вписываются в привычные рамки. Вы привыкли к картинам на стенах, скульптурам на постаментах, может быть, к балету на сцене. Но что, если я скажу вам, что искусство может быть живым, непредсказуемым, а порой даже шокирующим? Что оно может произойти прямо здесь и сейчас, изменить вас и исчезнуть, оставив лишь воспоминания и легкий привкус безумия? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Речь пойдет о «хэппенинге» и «перформансе» – двух мощных течениях, которые в свое время (да и сейчас!) здорово встряхнули арт-мир и выбили почву из-под ног у многих консерваторов.

Что такое «хэппенинг»?

Представьте себе: вы идете по улице, никого не трогаете, и вдруг вокруг вас начинает происходить что-то совершенно невообразимое. Люди танцуют с мусорными баками, кто-то читает стихи на крыше автобуса, а рядом кто-то просто молча красит траву в розовый цвет. Вот это, чуваки, и есть хэппенинг – искусство, которое буквально «случается» на ваших глазах. Это как флешмоб на стероидах, только с глубоким смыслом (или его отсутствием, что тоже смысл!).

Термин «хэппенинг» (от английского «happening» – событие, происшествие) ввел в обиход американский художник Аллан Капроу в конце 1950-х годов. Он считал, что традиционные формы искусства исчерпали себя, и нужно искать новые способы взаимодействия со зрителем. Капроу и его коллеги хотели стереть границы между искусством и жизнью, сделать так, чтобы искусство было не просто объектом для созерцания, а активным, живым процессом.

Ключевые особенности хэппенинга:

  • Спонтанность и импровизация: Хотя у хэппенинга может быть некий общий замысел или отправная точка, он никогда не имеет жесткого сценария. Все происходит «здесь и сейчас», часто на основе импровизации участников. Это как джазовая импровизация: есть тема, но каждый играет по-своему.
  • Участие зрителя: Одна из фишек хэппенинга – это вовлечение публики. Иногда зрители даже не догадываются, что стали частью арт-акции, а иногда их активно призывают присоединиться к действию. Граница между художником и зрителем стирается.
  • Эфемерность: Хэппенинг существует только в момент своего исполнения. Его нельзя повторить в точности, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Остаются лишь фотографии, видео, воспоминания, но сама энергия, атмосфера, уникальность момента – все это растворяется в воздухе.
  • Непредсказуемость: Поскольку нет четкого сценария и есть элемент импровизации, результат хэппенинга всегда непредсказуем. Это и есть его прелесть – никогда не знаешь, чем все закончится.
  • Отсутствие четкой цели или продукта: Цель хэппенинга не в создании готового «произведения» (картины, скульптуры), а в самом процессе, в переживании момента, в опыте. Как говорят искусствоведы, фокус смещается с объекта на событие.

Пример: один из первых хэппенингов Капроу «18 хэппенингов в 6 частях» (1959) включал в себя самые разные действия: люди перекладывали предметы, читали слова, играли на музыкальных инструментах, а зрители должны были двигаться по определенным инструкциям. Это был настоящий мозговой штурм для публики, которая привыкла к пассивному созерцанию.

Что такое «перформанс»?

Если хэппенинг – это больше про стихийное «происшествие», то перформанс (от английского «performance» – исполнение, представление) – это уже более структурированная история. Это тоже живое искусство, но с четким концептом, идеей и, как правило, исполнителем (или группой исполнителей), который(ая) является центром действа.

Перформанс возник примерно в то же время, что и хэппенинг, и часто эти термины путают. Однако у перформанса есть свои особенности. Здесь художник использует свое тело, свои действия, время и пространство как основные медиумы для выражения своей идеи. Это своего рода «живая картина» или «живая скульптура», которая разворачивается перед зрителем.

Ключевые особенности перформанса:

  • Концептуальность: В основе каждого перформанса лежит четкая идея, концепция или сообщение, которое художник хочет донести. Это не просто набор случайных действий, а продуманная последовательность, призванная вызвать определенные эмоции или размышления.
  • Художник как медиум: Тело художника, его присутствие, его действия – это главный инструмент. Художник становится живым объектом искусства, а его тело – холстом или инструментом.
  • Сценарий и структура: В отличие от хэппенинга, перформанс чаще всего имеет заранее продуманный сценарий, хоть и не всегда строго фиксированный. Художник знает, что он будет делать, в какой последовательности и зачем.
  • Сфокусированность на зрителе как наблюдателе: Хотя перформанс может включать интерактивные элементы, чаще всего зритель является наблюдателем. Он смотрит, переживает, интерпретирует, но не всегда активно участвует в создании действия.
  • Временность: Как и хэппенинг, перформанс – это временное искусство. Он имеет начало и конец. Но его можно документировать (фото, видео), и эти документы становятся частью истории искусства.
  • Исследование границ: Перформанс часто исследует социальные, политические, культурные или личные границы, затрагивая темы идентичности, власти, боли, выносливости.

Ярчайший пример – работы Марины Абрамович, королевы перформанса. В одном из своих знаменитых перформансов «Rhythm 0» (1974) она поставила на стол 72 предмета (от розы до пистолета с одной пулей) и позволила публике использовать их на ее теле как угодно в течение шести часов. Это была жесть, которая показала, на что способен человек, когда ему дают полную свободу действий. Или Крис Бёрден, который в 1971 году попросил друга выстрелить ему в руку в перформансе «Shoot». Это, конечно, крайности, но они показывают, как далеко может зайти художник в своем исследовании.

Различия и сходства: не так уж и сложно

Итак, давайте расставим точки над «i». И хэппенинг, и перформанс – это живое, временное искусство, которое происходит «здесь и сейчас». Оба эти явления возникли как реакция на традиционные формы искусства и стремление расширить его границы.

Основные различия:

  • Структура и контроль: Хэппенинг – это больше про анархию, спонтанность, минимальный контроль. Это как джем-сейшн, где каждый играет, что хочет, но в общей тональности. Перформанс – это более продуманное, контролируемое действие, где художник – режиссер и актер в одном лице. Это скорее хореографический номер, где каждый шаг имеет значение.
  • Роль зрителя: В хэппенинге зритель часто является невольным или активным участником, частью события. В перформансе зритель – это, как правило, наблюдатель, хотя и глубоко вовлеченный эмоционально.
  • Акцент: Хэппенинг фокусируется на процессе, на самой ситуации, на непредсказуемом опыте. Перформанс фокусируется на концепции, на сообщении, которое художник транслирует через свои действия.

Можно сказать так: хэппенинг – это когда вы пригласили друзей на вечеринку, и она вдруг превратилась в нечто сумасшедшее и незапланированное. А перформанс – это когда вы тщательно готовитесь к выступлению на сцене, репетируете каждый жест, чтобы донести до публики свою идею.

Почему это важно?

Эти формы искусства, на первый взгляд такие странные и непонятные, на самом деле сыграли огромную роль в развитии современного искусства. Они помогли:

  • Расширить определение искусства: Искусство перестало быть только предметом, который можно повесить на стену или поставить на пьедестал. Оно стало событием, опытом, идеей.
  • Сделать искусство более доступным: Выйти из галерей и музеев на улицы, в повседневную жизнь.
  • Бросить вызов традициям: Заставить людей задуматься о том, что такое искусство, зачем оно нужно и как оно должно взаимодействовать со зрителем.
  • Исследовать человеческую природу: Через экстремальные перформансы художники часто ставят под сомнение моральные нормы, границы человеческой выносливости, природу власти и насилия.

В общем, хэппенинги и перформансы – это не просто чудачества эксцентричных художников. Это мощные инструменты, которые позволяют нам взглянуть на мир под другим углом, почувствовать себя частью чего-то большего и, возможно, даже испытать катарсис. Они продолжают жить и развиваться, доказывая, что искусство – это всегда движение, эксперимент и смелость быть собой, без купюр и прикрас.

Алексей Сосновский

Блогер, журналист, копирайтер

Оцените автора
Познавательный портал