Что такое «общественное достояние» (Public Domain)

В мире, где каждый пиксель, каждая строчка кода и каждый аккорд будто бы имеют своего хозяина, концепция «общественного достояния» звучит как глоток свежего воздуха. Для меня, человека, который уже не первый год копается в юридических дебрях интеллектуальной собственности, это не просто термин из Гражданского кодекса, а целое поле для маневров, творчества и, чего уж греха таить, иногда и головной боли. К 2025 году мы видим, как цифровизация только усиливает интерес к контенту, который можно использовать без оглядки на авторские отчисления, и понимание нюансов становится критически важным.

Давайте разберемся, что это за зверь такой – общественное достояние, и почему он так важен в наших российских реалиях.

Что такое общественное достояние, по-простому

Представьте себе огромный, щедро накрытый стол, где лежат самые разные яства: книги, картины, музыка, фильмы. И вот есть часть этого стола, где на блюдах нет ценников и нет табличек «частная собственность». Это и есть общественное достояние. Это произведения, на которые истек срок действия исключительных (имущественных) авторских прав, или которые изначально не охранялись авторским правом (например, идеи, факты, официальные документы). Использовать их может любой желающий, без получения разрешения автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения.

Зачем это нужно? Да чтобы культура развивалась! Чтобы новые художники могли переосмысливать старые шедевры, музыканты – делать каверы на классику, а разработчики – создавать на основе старых текстов новые интерактивные проекты. Это такой «культурный фонд» человечества, доступный всем.

Сроки – это наше всё, или когда «в домике»

Ключевой момент в России – это сроки. Согласно статье 1281 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Если автор не один, то 70 лет отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смерти последнего из соавторов. Звучит просто, но дьявол, как всегда, в деталях.

Вот вам пример из моей практики: как-то к нам обратился стартап, который хотел создать интерактивную аудиокнигу по мотивам малоизвестного, но очень интересного русского писателя начала XX века. Мы начали проверять – писатель умер в 1943 году. Казалось бы, 1943 + 70 = 2013. Значит, с 1 января 2014 года произведение уже в общественном достоянии. Но! Выяснилось, что писатель был репрессирован и реабилитирован посмертно. А в таких случаях, по закону, 70-летний срок начинает течь не с года смерти, а с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В нашем случае это был 1956 год. Итого, 1956 + 70 = 2026. То есть, на момент обращения (2024 год) произведение еще не было в общественном достоянии! Пришлось объяснять ребятам, что придется либо подождать, либо искать наследников и договариваться. Вот такой вот юридический квест.

Лайфхаки по проверке статуса

Как же не наступить на такие грабли? Мой главный лайфхак: ведите учет всех своих изысканий. Вот что я обычно делаю:

  • Биографии авторов: Ищите точные даты жизни и смерти. Википедия – это хорошо, но не всегда достаточно. Перепроверяйте по нескольким источникам: Большой советской энциклопедии, энциклопедическим словарям, академическим биографиям. Я даже иногда копаюсь в архивах, если речь идет о чем-то совсем уж старом и малоизвестном.
  • Особые случаи: Всегда держите в уме нюансы про реабилитацию, участие в Великой Отечественной войне (для авторов, погибших в ВОВ, срок может быть продлен), а также про анонимные и псевдонимные произведения (там срок отсчитывается от даты правомерного обнародования).
  • Национальная электронная библиотека (НЭБ): Это настоящий кладезь, но вот метаданные там иногда… как после шторма. Приходится перепроверять по другим источникам. Тем не менее, это отличная отправная точка для поиска текстов.
  • Музейные и архивные каталоги: Если речь идет об изобразительном искусстве или старинных фотографиях, каталоги Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея или крупных региональных архивов могут дать ценную информацию о датировке и авторстве.

Подводные камни, или почему не всё то золото, что блестит

Даже если произведение формально в общественном достоянии, это не значит, что можно творить с ним всё, что угодно. Есть несколько «минных полей».

Моральные права: вечны и неотъемлемы

Это, пожалуй, самое важное. В России моральные права автора (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения) действуют бессрочно и не переходят по наследству. Это значит, что вы всегда должны указывать автора (право авторства) и нельзя искажать произведение, менять его название или снабжать иллюстрациями, которые могут нанести ущерб чести и достоинству автора (право на неприкосновенность). Я видел случаи, когда наследники автора, чьи имущественные права давно истекли, успешно оспаривали в суде недобросовестное использование произведений, ссылаясь именно на нарушение моральных прав. Так что, даже если Пушкин «в домике», не стоит публиковать его стихи с матерными вставками.

Производные и составные произведения: новые права на старой основе

Вот тут начинается самое интересное. Произведение может быть в общественном достоянии, но его перевод, аранжировка, обработка, инсценировка или экранизация – это уже новое, производное произведение, которое охраняется авторским правом своего создателя. То же самое касается сборников или антологий (составных произведений), если в них есть творческий вклад в подбор или расположение материалов.

Кейс из жизни: «Музыкальные метаморфозы». Помню, как-то делали саундтрек для одной мобильной игры. Заказчик хотел использовать фрагменты из произведений Чайковского. Сам по себе композитор давно уже «в домике», как говорится. Но аранжировка, которую нам предложили использовать, была сделана современным музыкантом. И вот тут-то и начались пляски с бубном: автор аранжировки был жив-здоров и требовал отчислений. Пришлось либо переделывать самим, чтобы избежать этих трат, либо договариваться с аранжировщиком. В итоге выбрали первый вариант, чтобы иметь полный контроль над правами.

Нюанс: Если вы сами делаете перевод или аранжировку произведения из общественного достояния, то на ваш перевод или аранжировку у вас возникают исключительные права. Это отличный способ монетизировать классику!

Смежные права: часто забывают

Еще один момент, который постоянно выпадает из поля зрения. Даже если текст или музыкальная композиция в общественном достоянии, права на исполнение, фонограмму или вещание могут быть вполне себе действующими. Например, старая песня из общественного достояния, исполненная современным оркестром и записанная на студии, будет иметь охраняемые смежные права у исполнителей и изготовителя фонограммы.

Кейс: «Визуальные архивы». Однажды столкнулись с задачей: нужно было оформить обложку для книги, используя старинные фотографии Москвы начала XX века. Казалось бы, что там – бери и пользуйся! Но оказалось, что даже если сама фотография была сделана 100+ лет назад (и права фотографа давно истекли), права на ее высококачественную оцифровку или на саму физическую копию могут принадлежать архиву или музею. Пришлось договариваться с Государственным центральным музеем современной истории России о праве использования их цифровых копий, хотя сама по себе фотография уже давно в свободном плавании. Это не авторское право, это право музея на свою коллекцию и на созданные им цифровые копии.

География: «общественное достояние» в России не значит то же самое в США

Сроки охраны авторских прав могут отличаться в разных странах. Произведение, которое свободно в России, может быть еще под охраной в США или Европе, и наоборот. Если ваш проект имеет международный охват, обязательно проверяйте статус произведения в каждой юрисдикции, где оно будет использоваться. Это настоящее минное поле, и без опытного проводника там легко подорваться.

Предостережения и как не наступить на грабли

  • Не путайте с «сиротскими» произведениями: Это те, чьи авторы или правообладатели неизвестны или их невозможно найти. Они не в общественном достоянии, и их использование может быть рискованным. Для них есть отдельные процедуры и риски.
  • Документируйте свои изыскания: Всегда сохраняйте скриншоты, ссылки, выписки из архивов и любые другие доказательства, подтверждающие, что вы добросовестно проверили статус произведения. Это ваш щит в случае возможных претензий.
  • Консультируйтесь: Если есть хоть малейшие сомнения, лучше обратиться к специалисту. Стоимость консультации несоизмерима с возможными штрафами и судебными издержками.

Помните, общественное достояние – это не бездонный колодец бесплатных ресурсов, а скорее сложный механизм с множеством шестеренок. Понимание его работы открывает огромные возможности для творчества и бизнеса, но требует внимательности и уважения к чужому труду, даже если этот труд был создан век назад.

***

Отказ от ответственности

Представленная в данной статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией. Законодательство в области интеллектуальной собственности постоянно меняется, и конкретные обстоятельства могут существенно влиять на правовую оценку. Для принятия решений по использованию произведений из общественного достояния настоятельно рекомендуем обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Юрий Митин

Юрист с большим опытом, консультант

Оцените автора
Познавательный портал