Что такое сторителлинг: как рассказывать истории, которые цепляют

В 2025 году мир жужжит, как огромный улей. Информации столько, что голова кругом, а внимание людей стало таким же дефицитным ресурсом, как чистая вода в пустыне. И вот среди этого хаоса, где каждый борется за крохи вашего внимания, пробивается сторителлинг – не просто модное слово, а, по сути, единственный шанс быть услышанным, понятым и, что самое главное, запомненным. Это не просто знание фактов, это умение зацепить человека за живое, открыть его внутренний сейф с эмоциями и посеять там свои идеи.

На своем веку, начиная с 2005-го, я видел, как менялись подходы к обучению и коммуникации. Раньше можно было просто вывалить факты – и человек усвоит. Теперь это так не работает. Теперь нужно завернуть эти факты в такую обертку, чтобы до них дотянулись, а потом еще и распробовали. Сторителлинг – это не просто «жил-был дед и баба». Это продуманный маршрут для эмоций и мыслей вашего слушателя, где каждая остановка – это либо «ага!» момент, либо «вот это да!».

Что такое сторителлинг: не просто басни травить

По сути, сторителлинг – это искусство передачи информации и ценностей через повествование. Это не просто рассказ, это создание эмоциональной связи между рассказчиком и слушателем. Мы, люди, запрограммированы на истории. Это наш внутренний «кот-мурлыка», который начинает урчать, когда слышит знакомые паттерны: герой, проблема, борьба, решение. Это не просто слова, это нейронные связи, которые активируются, когда мы сопереживаем. Исследования в нейробиологии показывают, что при прослушивании историй активируются те же области мозга, что и при переживании событий в реальности. Проще говоря, мы проживаем историю вместе с героем.

Это как в анекдоте: «Мужик, ты что, не можешь просто сказать, в чем дело?» – «Могу, но тогда ты не поймешь, насколько мне тяжело было до этого дойти!» Вот сторителлинг и позволяет нам понять «насколько тяжело было дойти», а значит, оценить результат и усвоить урок.

Три кита сторителлинга, которые я выстрадал на практике

За годы работы я набил немало шишек, пытаясь донести сложные концепции простым языком. И вывел для себя три столпа, без которых история не «выстрелит»:

1. Конфликт: без него – пресно

Знаете, в моей практике, особенно когда объясняешь какую-нибудь мудрёную тему по математике или физике, самый частый затык у студентов – отсутствие «болевой точки». Они не видят, зачем им это. Нет конфликта – нет интереса. Конфликт – это двигатель любой истории. Это проблема, вызов, препятствие, с которым сталкивается герой. Без него история будет плоской, как блин.

  • Лайфхак: ищите эту «боль». Не придумывайте, а найдите. Как я говорю своим ученикам: «Если тебе не больно, то тебе и не надо». Покажите, что без решения этой проблемы будет хуже.
  • Кейс из практики: у меня был студент-айтишник, который не понимал важности тестирования кода. Я ему не стал лекции читать. Я рассказал, как однажды из-за банальной ошибки в коде проект на $100к встал колом на неделю, и как вся команда, включая его руководителя, сидела на нервах. Глаза у него загорелись: он увидел реальную цену ошибки.

2. Герой: зеркало для слушателя

Герой – это не обязательно супермен. Это может быть обычный человек, который сталкивается с обычной проблемой. Но в нем слушатель должен увидеть себя. Или то, кем он хочет стать. Главное, чтобы ему хотелось сопереживать.

  • Лайфхак: не делайте героя идеальным. Идеальные герои скучны. Добавьте ему пару тараканов в голове, какую-нибудь смешную слабость, страх. Это делает его живым, «земным». Вспомните, сколько мемов родилось из наших общих «косяков» – это и есть идентификация.
  • Кейс из практики: один мой коллега, который делает курсы по Excel, часто начинает с истории о том, как он сам когда-то «плавал» в таблицах, как боялся функции VLOOKUP, а потом «победил» её. Это сразу снимает барьер: «О, он такой же, как я! Значит, и я смогу!»

3. Эмоция: топливо для памяти

Сухие факты выветриваются, как дым из трубы. Эмоции – это клей, который держит историю в голове. Радость, грусть, удивление, злость, страх, облегчение – любая искренняя эмоция сработает.

  • Лайфхак: не бойтесь быть уязвимым. Расскажите о своих провалах, о том, как вам было стыдно или страшно. Это строит мост доверия. Я помню, как на одном вебинаре по тайм-менеджменту я честно признался, что сам иногда прокрастинирую и рассказывал, как с этим борюсь. Аудитория оживилась так, как будто я им миллион подарил.
  • Предостережение: но не перегибайте палку с драмой. Иначе это превратится в «кринж» или «инфоцыганство», где все плачут по команде, а зритель чувствует себя обманутым. Эмоция должна быть уместной и искренней.

Нюансы, которые не напишут в учебниках (особенности русского сторителлинга 2025)

Российская реальность – это отдельная песня, и здесь сторителлинг имеет свои «фишки»:

  • «Авось» и «как-нибудь»: мы любим истории про преодоление хаоса, про то, как «выкрутились» в безвыходной ситуации, про смекалку. Это часть нашей ментальности. Покажите, как из бардака рождается порядок, как герой, несмотря ни на что, находит выход.
  • Ирония и самоирония: у нас без шуток вообще никак, особенно без самоиронии. Если вы можете посмеяться над собой, над своими ошибками, вы сразу становитесь «своим». Это мгновенно располагает.
  • Конкретика и «пруфы»: в 2025 году, когда фейков пруд пруди и каждый второй «эксперт», люди ищут конкретику. Не просто «я добился успеха», а «я добился успеха, когда применил вот эту модель X, и она дала Y% роста, в отличие от модели Z, которая в наших реалиях давала только Y-10%». Это как в анекдоте: «Доказательства? Какие доказательства? У меня есть история!». Но теперь уже нужна и история, и цифры. В моем опыте, эта модель «Пяти шагов к пониманию», которую продвигают многие западные коучи, в России часто спотыкается на третьем шаге – «активной рефлексии». У нас люди более склонны к действию и конкретным шагам, чем к глубокому самокопанию по шаблону. Приходится адаптировать, добавляя больше практических заданий и меньше «копания в себе».
  • Темп и формат: в эпоху ТикТока и Рилсов длинные «простыни» текста или часовые видео – это роскошь, которую могут себе позволить только признанные авторитеты. Учитесь упаковывать смысл в короткие, динамичные форматы. Но не забывайте, что для глубоких тем все равно нужны «длинные» форматы. Тут важно понимать, что вы хотите донести и кому.
    • Лайфхак: для «быстрого» контента используйте «мини-истории» – завязка-кульминация-развязка за 30 секунд. Для «глубокого» – многосерийные истории, где каждая часть оставляет интригу, или подкасты.
  • «Душевность» вместо «душности»: мы устали от официоза и «правильных» речей. Нам нужна искренность, живое общение. Как на кухне, за чашкой чая. Именно такая подача вызывает доверие.

Чего избегать: ловушки на пути рассказчика

Даже с самыми благими намерениями можно наступить на грабли:

  • Фальшь: если вы не верите в свою историю, никто не поверит. Люди чувствуют фальшь за версту, особенно в онлайне. Это как «филькина грамота» – вроде красиво, но без толку. Аутентичность – ваш главный козырь.
  • Отсутствие цели: история ради истории – это просто болтовня. У каждой истории должна быть цель: научить, убедить, вдохновить, продать. Иначе это будет «пустой звук» и потраченное впустую время слушателя.
  • Перегрузка деталями: не нужно рассказывать, какого цвета были носки у героя, если это не влияет на сюжет. Меньше – часто лучше. Фокусируйтесь на ключевых моментах, которые двигают историю и эмоции.
  • Игнорирование аудитории: ваша история должна быть релевантна вашей аудитории. Если вы рассказываете про сложности жизни на Марсе пенсионерам из Урюпинска, они вас не поймут. Изучите, кто ваш слушатель, что его волнует.

Мой кейс: как я «продал» скучную тему

Помню, как-то раз мне нужно было объяснить студенту, почему важно правильно оформлять библиографию. Казалось бы, нудная тема, «кровь из глаз». Он сопротивлялся, говорил, что это «для ботаников» и «никому не нужно». Я не стал его убеждать, читая лекцию по ГОСТам. Я рассказал ему историю о своем друге, который написал классную дипломную работу, но из-за неправильного оформления источников его чуть не обвинили в плагиате. Не доказали, но нервов вымотали изрядно. Как он потом несколько месяцев переделывал всё, чтобы защититься, и как это стоило ему потерянного отпуска и кучи денег на пересдачу. Студент слушал, раскрыв рот, его скептицизм испарился. А потом сам спросил: «А как правильно? Покажи!». Вот так и работает. Не назидание, а история, которая показала реальные последствия и ценность. Он не просто выучил правила, он осознал их важность.

Сторителлинг – это не волшебная палочка, но это мощный инструмент для тех, кто хочет не просто говорить, а быть услышанным. В нашем быстро меняющемся мире это уже не просто навык, а жизненная необходимость.

***

Отказ от ответственности: Все истории и кейсы в этой статье основаны на личном опыте и наблюдениях автора. Они представлены для иллюстрации принципов сторителлинга и не являются гарантией успеха или универсальным решением для всех ситуаций. Эффективность сторителлинга зависит от множества факторов, включая контекст, аудиторию и мастерство рассказчика.

Юрий Митин

Юрист с большим опытом, консультант

Оцените автора
Познавательный портал