Дизель не заводится ниже −20 — что проверить по шагам

Зима в России – это не просто смена сезона, это целый квест для владельца дизельного автомобиля. Особенно когда столбик термометра уверенно ползет ниже −20°C, и твой железный конь вдруг отказывается подавать признаки жизни. Знакомо? Мне – до боли. За двадцать с лишним лет за рулем дизелей, от старенького Transit до относительно свежих Prado и Hilux, я, кажется, пережил все возможные сценарии этого зимнего апокалипсиса. И поверьте, это не просто знание теории из интернета, это опыт, наработанный в сугробах, на трассах и порой в лютый мороз, когда до ближайшего населенного пункта сотни километров.

Недавно вот приятель звонит, голос дрожит: «Дизель не заводится, что делать?» У него новый Туарег, а проблема старая, как мир. И тут я понял, что нужно собрать все свои шишки, все «танцы с бубном» и выдать пошаговую инструкцию. Потому что когда на улице минус двадцать пять, времени на размышления нет – нужно действовать быстро и по уму.

Первый шаг: не паникуйте и оцените ситуацию

Первое и самое главное: никаких резких движений. Не надо сразу крутить стартер до посинения, убивая и без того ослабленный аккумулятор. Сначала нужно понять, почему дизель не заводится. Причин может быть несколько, и они часто взаимосвязаны.

1. Топливо: главный враг или лучший друг?

Это 90% всех проблем в морозы. Дизтопливо при низких температурах густеет, парафинизируется. Летом залили летнюю солярку, а тут бац – минус 25. И вот она, засада.

  • Проблема: парафинизация. При охлаждении дизельное топливо мутнеет, потом в нем образуются кристаллы парафина, которые забивают топливный фильтр, а потом и топливопроводы. Топливо просто не поступает в двигатель. У меня был случай на старом Mercedes Sprinter, когда я залил «почти зимнюю» солярку в ноябре, а ночью ударили морозы. Утром – полный ноль.
  • Что проверить:
    • Топливный фильтр: Он первый страдает. Попробуйте его потрогать. Если он ледяной и твердый, как камень, значит, парафин уже сделал свое дело. На некоторых моделях, типа того же Sprinter или Ford Transit, фильтр стоит на виду, его можно попробовать отогреть. На современных авто, где фильтр спрятан глубоко, это сложнее.
    • Прозрачные топливные трубки: Если они есть под капотом, посмотрите, что в них. Если там «кисель» или хлопья, то точно топливо.
  • Лайфхак:
    • Антигель: Если вы уверены, что топливо летнее или «пограничное», а мороз ударил внезапно, антигель – ваш спаситель. Но есть нюанс: его нужно заливать ДО замерзания топлива. Если солярка уже загустела, антигель будет работать медленно и неэффективно. Лично я всегда вожу с собой пару бутылок Hi-Gear или Liqui Moly. Залил, проехал немного, чтобы перемешалось – и спишь спокойно.
    • Подогрев фильтра: На многих современных дизелях есть штатный подогрев топливного фильтра. Но он не всегда справляется с экстремальным морозом или уже замерзшим фильтром. В моем опыте, на Prado 150 с дизелем 1KD-FTV, штатный подогрев справлялся до -25°C, но ниже этого уже начинались проблемы, если машина стояла долго.
    • Горячая вода: Если фильтр замерз, а ехать надо, можно попробовать полить его горячей водой из чайника. ОСТОРОЖНО! Не лейте на электрические разъемы и датчики. Это экстренная мера, но она часто спасает. У меня на Mitsubishi Pajero 4 так однажды получилось завестись в -30°C на трассе под Челябинском.
    • Добавление керосина или АИ-80: Это «народный» метод, которым пользоваться нужно с большой осторожностью. В старые дизели (до Common Rail) можно было добавить до 10-15% керосина или бензина, чтобы снизить температуру застывания. На современных, высокоточных системах впрыска это может привести к печальным последствиям: износу ТНВД, форсунок. Я бы не рекомендовал этот метод, если у вас не старый трактор или УАЗ.

2. Аккумулятор: сердце, которое бьется слабее на холоде

В мороз емкость аккумулятора падает в разы, а стартеру нужно крутить загустевшее масло и компрессию. Получается двойной удар.

  • Проблема: недостаточный пусковой ток. Двигатель крутится вяло, «неохотно». Напряжения хватает на приборку, но не на мощный пуск.
  • Что проверить:
    • Напряжение: Мультиметр покажет. Меньше 12 вольт – уже повод задуматься. При прокрутке стартером напряжение не должно падать ниже 10 вольт.
    • Крутит ли стартер: Если стартер еле-еле прокручивает двигатель или вообще щелкает, то аккумулятор разряжен.
  • Лайфхак:
    • Зарядить: Идеально – снять аккумулятор и занести домой на ночь. Утром заряженный и теплый аккумулятор творит чудеса.
    • «Прикурить»: С хороших проводов и от заведенной машины – можно. НО! На современных авто с большим количеством электроники «прикуривание» может быть рискованным. Обязательно соблюдайте полярность и последовательность подключения. И никогда не «прикуривайте» от машины с меньшим аккумулятором.
    • Утепление: «Автоодеяло» или даже старое одеяло, накинутое на двигатель, сохранит тепло аккумулятора и подкапотного пространства, что облегчит пуск.

3. Свечи накала: искра жизни дизеля

Дизельный двигатель заводится от сжатия и нагрева воздуха. В морозы воздух холодный, и без дополнительных источников тепла (свечей накала) воспламенение не произойдет.

  • Проблема: неисправные свечи. Одна или несколько свечей не работают, и цилиндр не нагревается до нужной температуры. Двигатель заводится с трудом, троит или вовсе не схватывает. У меня на старом VW Passat B5 с 1.9 TDI была классическая ситуация: одна свеча умерла, и в -15°C машина заводилась с трудом, а в -20°C вообще отказывалась.
  • Что проверить:
    • Визуально: На некоторых моторах их видно. Если они черные, с нагаром, это не показатель неисправности, но повод задуматься.
    • Тестером: Измерьте сопротивление каждой свечи. Отсоедините провода, подключите мультиметр. Сопротивление должно быть очень низким (около 0.5-1.5 Ом). Если показывает «бесконечность» или очень высокое значение, свеча неисправна. Можно проверить на «искру», подав напрямую 12В (но очень осторожно и кратковременно, чтобы не сжечь).
    • По звуку: При включении зажигания (еще до старта) должен быть слышен характерный щелчок реле свечей накала.
  • Лайфхак:
    • Двойной прогрев: Если есть подозрение на свечи, но ехать надо, попробуйте «прокалить» их два-три раза. То есть, включите зажигание, дождитесь, пока потухнет спиралька на приборке (или характерный щелчок), выключите зажигание и повторите 2-3 раза. Это даст дополнительный нагрев камеры сгорания.
    • Замена: Если свечи неисправны, их нужно менять. И лучше все сразу, а не по одной. Это не та деталь, на которой стоит экономить.

4. Моторное масло: густой сироп вместо смазки

Масло в морозы густеет, и стартеру приходится проворачивать двигатель с огромным усилием. Это дополнительная нагрузка на аккумулятор и стартер.

  • Проблема: неправильная вязкость. Залито масло, не соответствующее зимним условиям (например, 10W-40 вместо 5W-30 или 0W-30).
  • Что проверить:
    • Уровень масла: Должен быть в норме.
    • Тип масла: Вспомните, что заливали. На щупе или крышке маслозаливной горловины масло не должно быть слишком густым.
  • Лайфхак:
    • Предпусковой подогреватель: Webasto, Eberspächer или электрический подогреватель 220В (если есть розетка рядом) – это лучшее решение для дизеля в России. Он прогревает антифриз, а тот, в свою очередь, двигатель и масло. Это не только облегчает пуск, но и существенно снижает износ двигателя. На своем Hilux я установил подогреватель, и теперь запуск в -30°C – это как в +5°C.
    • Утепление поддона: Некоторые умельцы приклеивают на поддон картера греющие элементы 220В. Это тоже помогает, но менее эффективно, чем подогрев антифриза.

5. Воздушная система: дышать полной грудью

Реже, но бывает, что проблема в воздухе.

  • Проблема: забитый воздушный фильтр. Если фильтр старый, забитый, или, что хуже, обледенел, двигателю не хватает воздуха для нормального сгорания.
  • Что проверить:
    • Воздушный фильтр: Откройте корпус и посмотрите. Если он забит снегом или льдом (что бывает после метели, особенно если авто стояло мордой к ветру), то это проблема.
  • Лайфхак:
    • Просто заменить: Если фильтр старый, просто замените.
    • «Быстрый старт» (эфир): Это крайняя мера, которую я не рекомендую использовать без крайней нужды. Эфир очень легко воспламеняется и может привести к «гидроудару» (если впрыснуть слишком много), детонации и повреждению двигателя. Если уж решились, то впрыскивайте очень коротко в воздушный фильтр или патрубок, и только когда двигатель активно крутится стартером. И никогда не используйте, если есть подозрения на неисправные свечи накала – может быть обратный удар.

Что делать, если ничего не помогает и вы в отчаянии?

Бывают ситуации, когда все проверено, а машина не заводится. Вот тут уже начинаются «танцы с бубном», которые иногда, к моему удивлению, срабатывают.

  • Эвакуатор до теплого бокса: Самый безопасный и надежный способ. Да, дорого, но это сохранит нервы и, возможно, двигатель.
  • Буксировка: Если у вас механика, и вы уверены в топливной системе (что она не замерзла), можно попробовать завестись с буксира. НО! На автомате это делать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ! И на дизелях с ременным приводом ГРМ тоже нужно быть очень осторожным – есть риск перескока ремня. На современных дизелях с Common Rail или насос-форсунками завести с буксира намного сложнее, чем старые ТНВД.
  • Звонок другу: Или мне, если что. Иногда свежий взгляд и пара советов по телефону могут спасти ситуацию.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в этой статье, основана на личном опыте и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Применение любых изложенных методов и «лайфхаков» вы осуществляете на свой страх и риск. Автор не несет ответственности за возможные повреждения вашего автомобиля или иные негативные последствия, возникшие в результате использования данной информации. Всегда рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам и соблюдать технику безопасности при работе с автомобилем, особенно в экстремальных погодных условиях.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал