Каждый раз, когда я вижу на дороге машину, которая в ноябре еще на летней резине, или, что еще хуже, в июне на шипах, у меня внутри все сжимается. Это не просто нарушение ПДД или повод для штрафа, это, мать его, русская рулетка с жизнями – своей и чужих. Я не просто читаю об этом в новостях, я живу этим, вижу это каждый день, и, к сожалению, сам бывал в ситуациях, когда цена ошибки измерялась не деньгами, а миллиметрами до чужого бампера или, не дай бог, чьего-то здоровья.
- Летняя резина зимой: как корова на льду
- Зимняя резина летом: эффект «мыльного пузыря»
- Подводные камни и «фишки», о которых не пишут в учебниках
- 1. Не всесезонка одинаково полезна
- 2. Возраст резины важнее протектора
- 3. Давление в шинах – ваш невидимый помощник
- 4. Что делать после ДТП, если виноват «не по сезону»?
- Отказ от ответственности
Летняя резина зимой: как корова на льду
Представьте себе: конец ноября, Подмосковье. Температура около нуля, слякоть, а ночью обещают минус. Я на своей старенькой «Весте», тогда еще молодой и без опыта, затянул с переобувкой. Ну, думаю, «еще успею, пока на юг не поеду». И вот, утро, мороз прихватил, на дорогах – тонкая корочка льда, припорошенная снежком. Тот самый «черный лед», который не видно. Еду спокойно, километров 40, вдруг передо мной резко тормозит таксист. Я по тормозам, и… все. Машина просто поплыла. Абэ-эс стрекочет как пулемет, руль легкий, а автомобиль едет прямо, будто я на коньках. Это ощущение, когда ты давишь на педаль, а ничего не происходит, когда видишь, как стремительно приближается бампер впереди, а сделать ничего не можешь – это просто парализует.
- Нюанс: летняя резина при температуре ниже +7°C «дубеет», теряет эластичность и, соответственно, сцепление. Она превращается в пластик. Можете попробовать нагреть кусок пластика и резины, а потом охладить – разница будет очевидна.
- Лайфхак: если вы все-таки оказались в такой ситуации, и чувствуете, что машина пошла юзом, не паникуйте. Главное – не давить тормоз в пол до упора, пытаясь остановиться моментально. Работайте педалью импульсно, если нет АБС. И попытайтесь рулем вывести машину из заноса, куда бы вы хотели ехать, а не куда ее несет. И да, дистанция, дистанция и еще раз дистанция!
Зимняя резина летом: эффект «мыльного пузыря»
Многие думают: «Ну, зимняя же лучше, она мягче, цепче!» Ага, цепче она в -20, а не в +30 на раскаленном асфальте. Мой приятель, назовем его Серега, как-то летом не переобулся. У него была хорошая шиповка, «нордман» какой-то. Жара, асфальт плавится. Едем по МКАДу, поток плотный. Впереди резко тормозит внедорожник. Серега по тормозам, и его машина, тяжелый седан, начинает «плыть». Не просто скользить, а именно валиться на бок, как будто на мыльном пузыре. Тормозной путь увеличился раза в полтора, а то и в два. Он чудом не въехал в борт фуры, увернулся в последний момент, но машину потерял – вылетел на отбойник. Лобовуха вдребезги, крыло, бампер, капот – все под замену. Страховая, кстати, потом долго мурыжила, ссылаясь на то, что «несоответствие шин сезону может быть причиной ДТП».
- Нюанс: зимняя резина, особенно шипованная, при высоких температурах становится слишком мягкой. Протектор начинает «мазаться» по асфальту, как будто вы едете на жвачке. Шипы на сухом асфальте только ухудшают сцепление, увеличивают шум и изнашиваются быстрее. А еще возрастает расход топлива.
- Кейс из практики: один раз я видел, как инспектор ГИБДД на месте ДТП (там была цепочка из трех машин, и виновник был на зимней резине в июле) прямо при мне достал какой-то ГОСТ, где было что-то про «температурный режим эксплуатации шин». И хотя прямого запрета на зимнюю резину летом нет, это может быть трактовано как «несоответствие условиям эксплуатации». И это серьезный аргумент для страховой, чтобы отказать в выплате или значительно ее уменьшить.
Подводные камни и «фишки», о которых не пишут в учебниках
1. Не всесезонка одинаково полезна
Многие наши водители, особенно в регионах, где «зима не очень суровая, а лето не очень жаркое», любят всесезонные шины. Мол, поставил и забыл. Но это как универсальный инструмент: вроде все умеет, но ничего толком не делает хорошо. В моем опыте, модель Bridgestone Dueler H/P Sport, которую многие считают всесезонкой, на деле оказалась крайне посредственной на мокрой дороге в прохладную погоду – аквапланирование начиналось неприлично рано. А Continental AllSeasonContact, наоборот, удивил неплохим сцеплением на легком снегу, но на льду она бесполезна, как и любая нешипованная. Всесезонка – это компромисс, и в наших реалиях, где зима может прийти в октябре, а уйти в мае, а летом температура под 40, такой компромисс может стоить очень дорого.
2. Возраст резины важнее протектора
Даже если протектор выглядит отлично, но шине уже лет 7-8, ее свойства значительно ухудшились. Резина со временем теряет эластичность, особенно если машина хранилась на улице под солнцем. На боковине шины есть четырехзначный код – первые две цифры неделя, вторые две – год производства. Например, «3222» означает 32-я неделя 2022 года. Если вы покупаете б/у резину, всегда проверяйте этот код. У меня был случай: купил комплект «почти новой» зимней резины с рук, протектор был как у новой. А на первой же наледи машина вела себя как на летней. Оказалось, шинам было 9 лет. Деньги на ветер, и чуть не ДТП.
3. Давление в шинах – ваш невидимый помощник
Это не лайфхак, это база, но многие пренебрегают. Зимой, с наступлением морозов, давление в шинах падает. Если вы накачали их в тепле, а потом выехали на мороз, оно тут же «сдуется». Неправильное давление – это не только повышенный износ, но и изменение пятна контакта, ухудшение управляемости и увеличение тормозного пути. В моем опыте, на моей старенькой «Весте» даже минимальное отклонение от рекомендованного давления убивает управляемость на зимней резине, особенно при прохождении поворотов. Проверяйте давление хотя бы раз в две недели, а при резких перепадах температур – чаще.
4. Что делать после ДТП, если виноват «не по сезону»?
Если вы стали участником ДТП, и у вас шины не по сезону, не паникуйте и не признавайте вину сразу. Фиксируйте все: положение машин, следы торможения (если есть), состояние дорожного покрытия, погодные условия. Вызовите ГИБДД. Инспектор в протоколе должен указать тип шин. Это важно. Дальше будет разбирательство. Страховая может попытаться отказать в выплате, ссылаясь на пункт 5.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (этот пункт касается несоответствия шин сезону). Но тут есть нюанс: прямого запрета на летнюю резину зимой нет, есть требование к остаточной высоте протектора и маркировке. И в суде можно доказать, что причиной ДТП стало не несоответствие шин сезону, а, например, несоблюдение дистанции другим участником или состояние дороги. Но это будет головняк, и лучше до этого не доводить.
Помните, дорога не прощает ошибок, а экономия на шинах – это экономия на собственной безопасности и безопасности ваших близких. И не забывайте, что зима в России, как и лето, приходит всегда неожиданно. Будьте здравы на дорогах!
Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, основана на личном опыте и мнении автора. Она не является юридической консультацией и не заменяет профессиональные рекомендации специалистов. Перед принятием каких-либо решений, касающихся эксплуатации автомобиля или действий в случае ДТП, рекомендуется проконсультироваться с квалифицированными юристами или экспертами.