ДТП с участием автомобиля, находящегося на тест-драйве: кто отвечает?

Тест-драйв… Одно это слово заставляет сердце любого автолюбителя биться чаще. Это не просто возможность посидеть в новой машине, потрогать пластик и понюхать запах кожи. Это шанс почувствовать автомобиль на ходу, понять, твоё это или нет, ощутить динамику, тормоза, рулёжку. Адреналинчик, эйфория, предвкушение… Но за всей этой романтикой порой скрывается такое минное поле, что мама не горюй. И если ты, мой друг, вдруг попадешь в ДТП на тестовом автомобиле, поверь мне, твой мир может перевернуться с ног на голову. Я сам, как человек, который перепробовал, наверное, сотни разных машин и не раз оказывался в шаге от «жесткого контакта», могу рассказать, что это не просто «ну, страховка покроет». Это целый квест, где дьявол, как обычно, кроется в деталях.

Договор тест-драйва: ваш самый главный враг или друг?

Первое, что вам подсунут в салоне перед тем, как вручить ключи от новенького, пахнущего свежестью авто, — это договор тест-драйва. И вот тут начинается самое интересное. По моему опыту, 90% людей, подписывающих этот документ, не читают его от слова совсем. Ну а зачем? Это же просто формальность, да? А вот и нет! В этом, казалось бы, безобидном листочке бумаги зашито столько подводных камней, что можно утонуть. Я сам однажды чуть не попал в переплет из-за такой невнимательности.

Лайфхак: читайте этот договор. Внимательно, каждую строчку. Если что-то непонятно, спрашивайте менеджера. Если и он не может внятно объяснить, требуйте юриста салона. Не стесняйтесь! Помните, что после того, как вы поставите свою подпись, вы автоматически соглашаетесь со всеми пунктами. А там могут быть такие «сюрпризы», как:

  • Ваша личная ответственность за любой ущерб, не покрытый страховкой дилера.
  • Франшиза: это та сумма, которую вы должны будете заплатить из своего кармана, даже если ДТП покрывается КАСКО дилера. У одного известного европейского бренда, например, я видел договоры с франшизой в 100-200 тысяч рублей! Представьте, вы поцарапали бампер на 50 тысяч, а платите 100. Привет, «выгодный» тест-драйв!
  • Ограничения по территории или скорости: некоторые салоны прописывают, что вы не имеете права выезжать за пределы определенного района или превышать, скажем, 80 км/ч. Если вы это нарушили, и произошло ДТП, они могут попытаться «съехать» с ответственности.

Страховка дилера: каско или фикция?

Большинство дилерских автомобилей, особенно те, что используются для тест-драйвов, застрахованы по КАСКО. Это хорошая новость. Но не спешите радоваться. Дьявол, опять же, в деталях.
Обычно, полис КАСКО оформлен на юридическое лицо – сам дилерский центр. И вот тут начинается игра в «кто виноват и что делать».

Если вы виновник ДТП (не рассчитали дистанцию, не уступили, зацепили что-то), то ситуация следующая:

  1. Страховая компания дилера, по идее, должна покрыть ущерб тестовому автомобилю (и, возможно, третьему лицу, если есть ОСАГО, но это уже другая песня).
  2. А вот дальше начинается самое интересное – суброгация. Если в договоре тест-драйва прописана ваша ответственность или франшиза, страховая компания может предъявить регрессный иск к вам на эту сумму. Или дилер сам попытается «повесить» на вас стоимость ремонта в пределах франшизы. В моей практике был кейс, когда клиент на тест-драйве нового китайского кроссовера (не буду называть марку, но она очень популярна в 2024-2025 году) притерся к столбу на парковке. Царапины на бампере и крыле. Ущерб на 70 тысяч. А франшиза в договоре – 150 тысяч. В итоге, он заплатил 70 тысяч из своего кармана. И это еще хорошо, что не 150!

Лайфхак: перед началом тест-драйва уточните у менеджера, какой полис КАСКО действует на автомобиле, есть ли франшиза и каков её размер. Не верьте на слово, попросите показать копию полиса или хотя бы выписку. Если менеджер мнётся или отказывает – это красный флаг.

Роль менеджера: серый кардинал или безмолвный свидетель?

Во время тест-драйва с вами всегда находится менеджер салона. И его роль в случае ДТП гораздо важнее, чем кажется. Он не просто пассажир, он представитель дилера и зачастую единственный свидетель происшествия от их стороны.

Предостережение: не поддавайтесь на уговоры менеджера «решить всё по-быстрому» без оформления ДТП, если повреждения хоть сколько-нибудь значительны. Особенно, если он предлагает «договориться» с вами о сумме ремонта. Это прямой путь к проблемам. У меня был случай, когда менеджер уговорил клиента не вызывать ГИБДД, пообещав, что «всё уладим». В итоге, дилер выставил счёт на космическую сумму, а клиент остался без официальных документов о ДТП, что сильно осложнило его положение. Всегда вызывайте ГИБДД (или оформляйте европротокол, если условия позволяют) и фиксируйте всё на фото и видео.

Лайфхак: сразу после ДТП, пока вы ждете ГИБДД, сфотографируйте все документы, которые есть у менеджера (СТС на автомобиль, страховой полис). Это поможет вам позже, если вдруг начнутся «игры» с документами.

Момент дтп: что делать, чтобы не наломать дров

Итак, случилось страшное. Вы попали в ДТП. Первое – не паниковать. Второе – не признавать свою вину на месте, даже если кажется, что это так. Ваша главная задача – максимально зафиксировать всё.

Вот что нужно делать пошагово:

  1. Остановитесь, включите «аварийку», выставите знак аварийной остановки. Безопасность прежде всего.
  2. Вызовите ГИБДД. Если повреждения значительны или есть пострадавшие, это обязательно. Если повреждения незначительные, и вы соответствуете условиям европротокола (два участника, нет пострадавших, сумма ущерба до 400 тыс. руб. по ОСАГО, оба согласны с обстоятельствами), то можно оформить его. Но помните, что тестовый автомобиль – это собственность дилера, и лучше перестраховаться с ГИБДД.
  3. Сфотографируйте всё. Место ДТП в целом, положение машин, повреждения всех участников крупным планом, следы торможения, дорожные знаки, разметку. Сделайте видео. Не забудьте сфотографировать VIN-номер тестового авто и его СТС.
  4. Обменяйтесь контактами. С менеджером дилера, с другими участниками ДТП, со свидетелями.
  5. Не подписывайте ничего на месте, кроме официальных документов ГИБДД. Менеджер может попытаться подсунуть вам какую-то бумагу от дилера, где вы признаете вину или соглашаетесь на какие-то условия. Отказывайтесь.
  6. Не давайте никаких объяснений без своего юриста. Просто скажите, что дадите показания позже.

Кейс из практики: мой знакомый тестировал один из новых китайских электромобилей (у них сейчас есть модели с очень резким откликом на педаль газа, к которому нужно привыкать). На светофоре он случайно чуть сильнее нажал на «газ» и въехал в бампер впереди стоящей машины. Менеджер, запаниковав, начал уговаривать его «решить на месте», мол, «мелкая царапина, давай 10 тысяч и забудем». Мой друг, помня мои наставления, отказался, вызвал ГИБДД. В итоге, ущерб на тестовом авто был минимальный, а вот у второго участника – трещина в бампере и скрытые повреждения на 150 тысяч. Если бы он дал 10 тысяч, потом бы с него дилер запросил бы франшизу, а второй участник подал бы в суд. А так, всё покрыла страховка дилера, так как виновность была установлена, и все документы были оформлены верно.

После дтп: подготовьтесь к схватке

После того, как ДТП оформлено, начинается второй раунд – общение с дилером и страховой.

Предостережение: дилеры очень не любят ДТП на тест-драйвах. Это для них убытки, потеря товарного вида, головная боль. Поэтому они могут давить на вас, чтобы вы взяли вину на себя, оплатили ремонт или согласились на их условия. Будьте готовы к этому.
Не ведитесь на разговоры о «добрых отношениях» или «решении вопросов по-человечески». Это бизнес.

Лайфхак: если вы чувствуете давление или видите, что ситуация выходит из-под контроля, сразу же обращайтесь к автоюристу. Специалист поможет вам разобраться в тонкостях договора тест-драйва, страхового полиса и защитит ваши интересы. Иногда даже просто один звонок юриста дилеру или страховой творит чудеса, потому что они понимают, что имеют дело не с «чайником».

Нюансы, которые не напишут в учебниках

  • Особенности конкретных моделей: в моей практике я сталкивался с тем, что некоторые автомобили имеют свои «фишки», которые могут спровоцировать ДТП у неопытного водителя. Например, у какого-нибудь Geely Monjaro или Haval Dargo тормоза могут быть слишком резкими или, наоборот, «ватными» по сравнению с тем, к чему привык водитель. Или электронные помощники, такие как система удержания в полосе, могут повести себя неожиданно на разметке, которой нет в вашей привычной эксплуатации. Если ДТП произошло из-за такой особенности, это может быть аргументом для оспаривания вины.
  • «Скрытые» повреждения: дилер может попытаться «дописать» к вашему ДТП старые повреждения автомобиля. Поэтому так важны фото и видео до начала тест-драйва. Если вы заметили царапину или вмятину, обязательно укажите на неё менеджеру и зафиксируйте в акте приема-передачи автомобиля.
  • Психологическое давление: менеджеры обучены продавать и, к сожалению, иногда «давить». Если вы попали в ДТП, они могут использовать это как рычаг. Держитесь спокойно, не поддавайтесь эмоциям.

В общем, тест-драйв – это всегда азарт. Но помните, что за рулем чужого автомобиля, особенно если это дорогой новый «железный конь», вы несете огромную ответственность. Будьте внимательны, читайте документы и знайте свои права. И тогда ваш тест-драйв оставит только приятные впечатления, а не головную боль и финансовые потери. Удачи на дорогах!

Отказ от ответственности

Информация, представленная в этой статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией. Каждая ситуация уникальна, и для решения конкретных вопросов рекомендуется обратиться к квалифицированному юристу или специалисту по страховому праву. Автор статьи не несет ответственности за любые действия, предпринятые на основании данной информации.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал