Ещё пару лет назад беспилотники казались чем-то из фантастических фильмов, а сейчас они уже колесят по нашим дорогам, и это не только тестовые образцы в закрытых зонах. В Москве, Питере, да и в некоторых региональных центрах, где я часто бываю по работе, уже можно встретить полностью автономные машины, иногда даже без «страхующего» водителя за рулем. Отвечаю, это и кайф, и одновременно головная боль. Кайф, потому что технологии прут вперед, а головная боль – потому что с ними приходят и новые, порой дико запутанные вопросы. Главный из них: кто будет виноват, если беспилотник попадет в ДТП?
Реальность 2025: беспилотник на наших дорогах
Я не просто читаю новости, я сам не раз оказывался в ситуациях, когда беспилотные аппараты демонстрировали свои «особенности». Помню, как в прошлом году на трассе М-4 «Дон» яндекс-беспилотник, который ехал передо мной, вдруг резко снизил скорость до 40 км/ч на абсолютно пустом участке с разрешенными 110 км/ч. Причина? Оказалось, солнце било прямо в камеру, и система посчитала, что «ослепла». Моя машина, благо, успела оттормозиться, а вот сзади уже едва не влетели. И вот тут ты начинаешь думать: а если бы влетели? Кто бы отвечал?
В моем опыте, модель «НейроДрайв X» (это один из прототипов, который сейчас активно тестируется в Сколково и на Казанском проспекте в Москве) имеет одну особенность, которую не все замечают: ее лидар плохо «видит» тонкие, но жесткие препятствия, вроде натянутого троса или тонкой металлической арматуры, если они не отражают сигнал под нужным углом. Это не то чтобы баг, скорее, ограничение технологии, о котором производители обычно умалчивают в рекламных буклетах. А ведь на наших стройках и дорогах такого добра – пруд пруди.
ДТП: кто крайний?
Вот мы и подошли к самому мясу. На сегодняшний день, в 2025 году, законодательная база по беспилотникам в России еще, мягко говоря, не идеальна. Есть пилотные проекты, есть временные регламенты, но четкого, всеобъемлющего закона, который бы расставил все точки над «i», пока нет. И это создает дикую неразбериху.
1. Производитель vs. оператор
Пока что, если беспилотник полностью автономный и авария произошла из-за сбоя в его системе (аппаратной или программной), вину, скорее всего, возложат на производителя. Это логично: они создали машину, они отвечают за ее работу. Но тут есть нюанс: доказать, что сбой был именно системным, а не, скажем, из-за внешнего воздействия или неправильной эксплуатации, – это целый квест.
Однако, если речь идет о беспилотнике, который находится под удаленным контролем оператора (а таких сейчас большинство в коммерческих проектах, типа такси), то ситуация усложняется. Если оператор мог вмешаться, но не сделал этого, или его действия (или бездействие) привели к ДТП, то ответственность может лечь на него или на компанию-оператора. Тут ключевой момент: была ли возможность у оператора предотвратить аварию? И насколько он был обучен и готов к таким ситуациям?
2. Человек за рулем: если он есть
Некоторые беспилотники, особенно те, что имеют 3 или 4 уровень автономности (где водитель должен быть готов принять управление в любой момент), по-прежнему требуют присутствия человека. Если в момент ДТП человек был за рулем и мог предотвратить аварию, но не сделал этого, или его действия (например, отвлекся на телефон) стали причиной, то виноват будет он. Это, по сути, обычное ДТП с человеческим фактором. Но представьте: беспилотник просит взять управление, а водитель в этот момент чихает или поперхнулся кофе. Доля секунды – и привет, страховая. Это дико сложно доказать.
3. Инфраструктура и внешние факторы
А что, если виновата дорога? Например, беспилотник не «увидел» яму из-за плохой разметки или отсутствия освещения, и это привело к аварии. Или дорожный знак был закрыт ветками деревьев, и система его не распознала. В таких случаях можно попробовать привлечь к ответственности дорожные службы. Но, опять же, доказать причинно-следственную связь – это та еще головоломка. В моем кейсе с «НейроДрайвом X», когда он едва не въехал в кучу щебня, которую дорожники «забыли» убрать с обочины, система среагировала в последний момент, только когда щебень оказался в зоне действия радара, а не камеры. А если бы не радар? Или если бы скорость была выше?
Лайфхаки и предостережения из первых рук
За годы работы с этими машинами я выработал несколько правил, которые, надеюсь, вам пригодятся:
- Документируйте всё: Если вы участник ДТП с беспилотником (или просто свидетель), постарайтесь максимально зафиксировать все детали. Это не только фото и видео места происшествия, но и записи с регистраторов, если они есть. В идеале, если вы едете в беспилотном такси, заранее уточните, ведется ли запись салона и внешней обстановки. Многие операторы, кстати, имеют бортовые «черные ящики», которые фиксируют все параметры движения, действия системы и даже показания датчиков. Добивайтесь доступа к этим данным! Это золотой рудник информации.
- Понимайте ограничения: Не думайте, что беспилотник – это всевидящее око. У каждой системы есть свои слепые зоны, свои особенности работы в плохую погоду (сильный снегопад, туман, ливень). Например, некоторые лидары плохо работают в снежной каше, а камеры «слепнут» от яркого солнца или грязной воды. Мой совет: если видите, что условия для автономного вождения не идеальны, будьте готовы взять управление или вообще откажитесь от поездки на беспилотнике.
- Страховка – ваш лучший друг: Убедитесь, что у вас есть полное КАСКО, которое покрывает риски, связанные с беспилотными технологиями. Некоторые страховые компании уже предлагают специальные полисы для владельцев или пользователей беспилотников. Внимательно читайте договор! Там могут быть пункты, которые снимают ответственность со страховщика в случае, если ДТП произошло из-за «несанкционированного вмешательства» или «нарушения правил эксплуатации».
- Будьте готовы к бюрократии: Разбирательство ДТП с беспилотником – это не то же самое, что обычная авария. Тут подключаются не только ГИБДД, но и представители производителя, оператора, эксперты по кибербезопасности. Это может затянуться на месяцы, а то и годы. Запаситесь терпением и хорошим юристом, который разбирается в IT-праве и новых технологиях.
- Телеметрия – наше всё: Почти все современные беспилотники передают огромный объем данных на серверы производителя или оператора в реальном времени. Это и скорость, и показания всех датчиков, и состояние систем, и даже намерения системы (например, «вижу препятствие, планирую торможение»). В случае ДТП эти данные – ваш главный свидетель. Не стесняйтесь требовать их предоставления через суд или адвоката. Это намного мощнее, чем показания очевидцев.
Эволюция законодательства
Наши законодатели не сидят сложа руки. Минтранс и ГИБДД активно работают над новыми поправками к ПДД и закону «Об ОСАГО», чтобы учесть специфику беспилотников. Ходят слухи, что к концу 2025 года мы увидим более четкое разделение ответственности, возможно, даже создание специального «фонда компенсаций» для пострадавших в ДТП с беспилотниками, если виновного установить невозможно. Или, как вариант, введут обязательное страхование ответственности производителя. Но пока это все на уровне разговоров и законопроектов. А пока – правило одно: лучше перебдеть, чем недобдеть.
***
Отказ от ответственности: Данная статья представляет собой личное мнение и опыт автора, основанные на его практической деятельности и наблюдениях в сфере беспилотных технологий на территории России по состоянию на 2025 год. Информация не является юридической консультацией и не может быть использована в качестве таковой. В случае ДТП с участием беспилотного автомобиля, настоятельно рекомендуется обратиться за квалифицированной юридической помощью.