ДТП с участием электросамоката: кто несет ответственность?

В моей практике, которая, поверьте, насчитывает не один десяток судебных разбирательств и досудебных урегулирований, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тема электросамокатов стала настоящей головной болью последних лет. Особенно остро этот вопрос встал после того, как СИМ (средства индивидуальной мобильности) получили свой официальный статус в ПДД. Что уж говорить о 2025 годе, когда количество этих двухколесных «ракет» на улицах городов перевалило все мыслимые пределы. Раньше это был дикий запад, где каждый сам за себя, а теперь? Теперь это всё ещё дикий запад, но с попытками натянуть на него хоть какие-то правовые рамки. И вот тут начинается самое интерес: кто виноват и что делать, когда самокатчик сбивает пешехода или, что чаще, сам попадает под колеса?

Сим – это кто вообще?

С 1 марта 2023 года (и эти правила, по моим прогнозам, будут только ужесточаться к 2025-му) электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и прочие подобные устройства официально стали СИМ. Это не транспортные средства в привычном понимании, но и не просто «игрушки». Главный камень преткновения: если СИМ весит до 35 кг, а его скорость не превышает 25 км/ч, то на тротуарах он приравнивается к пешеходу. Но стоит ему выехать на велодорожку или проезжую часть – и он уже участник дорожного движения со всеми вытекающими. Если же самокат мощнее 250 Вт и/или едет быстрее 25 км/ч, он может быть признан мопедом, а это уже совсем другая история с водительскими правами и регистрацией. В моем опыте, 90% шеринговых самокатов подпадают под категорию «до 25 км/ч и до 35 кг», что порождает кучу споров.

Сценарий первый: самокатчик против пешехода

Это, пожалуй, самый частый и самый болезненный кейс. Представьте: идет человек по тротуару, никого не трогает, и тут откуда ни возьмись – жужжащий снаряд. Бах! Падение, ссадины, переломы, а то и сотрясение. Кто виноват? Казалось бы, самокатчик. Но не всё так просто.

  • Лайфхак для пешеходов: если вас сбили, первое – вызывайте скорую помощь, даже если кажется, что ничего серьезного. Адреналин может заглушить боль, а травмы проявятся позже. Второе – немедленно вызывайте полицию (ППС, если нет автомобиля, или ГИБДД, если самокатчик попытался скрыться или есть подозрение на его «транспортный» статус). Третье – максимально фиксируйте всё: фото места ДТП, самоката, повреждений, травм. Если есть свидетели, берите контакты. В моем опыте, запись с домофона или камеры магазина рядом – это золотая жила. Один мой клиент, сбитый на самокате, смог доказать вину райдера только благодаря записи с камеры банкомата, которая случайно зафиксировала момент наезда.
  • Лайфхак для самокатчиков: если вы сбили, не паникуйте и не пытайтесь скрыться – это отягчающее обстоятельство и повод для уголовной статьи. Окажите помощь, вызовите скорую, дождитесь полицию. Не признавайте вину на месте, но и не отрицайте очевидное. Ваша задача – зафиксировать всё, как и пешеходу. И да, если вы на тротуаре, скорость должна быть «скоростью пешехода» – это ключевой момент. В моем опыте, если самокатчик ехал 5 км/ч и пешеход сам резко изменил траекторию, шансы у самокатчика доказать свою невиновность возрастают.

Нюанс: многие шеринговые самокаты имеют GPS-трекеры и логи скорости. Это может быть как вашей ахиллесовой пятой, так и спасательным кругом. Компании неохотно делятся этими данными без официального запроса, но через адвоката или суд получить их вполне реально. Один из кейсов, который я лично вел: райдер доказывал, что ехал медленно, но логи показали 22 км/ч на тротуаре. Привет, штраф и компенсация!

Сценарий второй: самокатчик против автомобиля

Тут всё, казалось бы, проще, ведь есть ПДД и ОСАГО. Но и здесь есть свои подводные камни.

  • Лайфхак для автомобилистов: всегда смотрите в оба! Эти ребята – словно призраки, появляются из ниоткуда и без звука. Особенно опасны правые повороты и открывание дверей – это самые частые сценарии столкновений. Всегда имейте видеорегистратор. В моем опыте, регистратор Mio J86, который я всегда рекомендую, отлично пишет даже в сумерках и широкоугольно, что критично для таких ситуаций, когда самокатчик может выскочить из «слепой зоны». Если столкновение произошло, сразу вызывайте ГИБДД. Не двигайте машину, не убирайте самокат. Максимально фиксируйте место ДТП, положение самоката и автомобиля.
  • Лайфхак для самокатчиков: выезжая на проезжую часть, помните: вы – полноценный участник движения. Поворотники, стоп-сигналы – у вас их нет, но вы должны обозначать свои маневры. Не маневрируйте хаотично. И самое главное: не пытайтесь проскочить перед машиной, даже если вам кажется, что водитель вас видит. У него может быть плохой обзор, или он просто не успеет среагировать. Мой сосед по гаражу как-то попал в переплет: вылетел на самокате из-за припаркованной машины прямо под колеса поворачивающего авто. Самокат в хлам, сам с переломом ключицы. Виноватым признали его, так как он не убедился в безопасности маневра.

Нюанс: если самокатчик был на проезжей части и его признали виновным, то ремонт автомобиля будет оплачивать он. А вот если виноват водитель, то его ОСАГО покроет ущерб самокатчику (лечение, ремонт самоката). Но если самокатчик ехал по тротуару и вдруг вылетел на проезжую часть, это может быть трактовано как нарушение ПДД с его стороны, что сильно усложнит взыскание компенсации с водителя.

Шеринговый самокат: кто платит по счетам?

Вот где начинается настоящая юридическая Санта-Барбара. Ты взял самокат в аренду, попал в ДТП – кто виноват? Ты или кикшеринг-компания?

  • Лайфхак: всегда, ВСЕГДА читайте пользовательское соглашение! Там мелким шрифтом прописано, что вся ответственность за ДТП лежит на пользователе. Компания, как правило, отвечает только за техническую исправность самоката. Но! Если вы сможете доказать, что причиной ДТП стала неисправность самоката (например, отказали тормоза, самокат резко затормозил сам по себе из-за сбоя, или руль отвалился), то можно попытаться привлечь к ответственности кикшеринг. В моем опыте, это очень сложно, но реально. Нужно зафиксировать неисправность сразу после ДТП, вызвать эксперта. Один мой клиент смог доказать, что причиной его падения стало заклинивание переднего колеса из-за брака на шеринговом самокате.
  • Еще один лайфхак: перед началом поездки на шеринговом самокате сделайте фото или видео, фиксирующее его состояние. Проверьте тормоза, руль, колеса. Если есть видимые повреждения, сфотографируйте их и отправьте в поддержку. Это ваша страховка от того, что вам потом не припишут чужие косяки или не скажут, что самокат был исправен. Нюанс: у некоторых моделей самокатов, особенно у тех, что активно используются в шеринге, есть особенность – очень резкий старт или, наоборот, вялые тормоза, что может застать врасплох неопытного райдера и привести к ДТП.

Что делать после дтп: пошаговая инструкция от практика

  1. Безопасность прежде всего: убедитесь, что всем нужна помощь, вызовите скорую, если есть пострадавшие.
  2. Фиксация: вызовите полицию/ГИБДД. Не двигайте ничего. Фотографируйте и снимайте видео со всех ракурсов: место ДТП, повреждения, положение участников, дорожные знаки, разметка, светофоры.
  3. Свидетели: обязательно возьмите контакты всех, кто видел происшествие. Их показания могут стать решающими.
  4. Данные участников: обменяйтесь контактными данными с другим участником ДТП. Если это шеринговый самокат, запишите его номер.
  5. Медицинская помощь: обратитесь к врачу, даже если нет видимых травм. Все справки и заключения от медиков – важные доказательства.
  6. Юрист: не тяните. Чем раньше вы обратитесь к юристу, специализирующемуся на ДТП, тем выше шансы на успех. Многие юристы, особенно те, кто работает «по старинке», могут недооценивать специфику СИМ. Ищите тех, кто уже вел подобные дела.
  7. Не подписывайте лишнего: не подписывайте документы, содержание которых вам непонятно, или с которыми вы не согласны.

Взыскание ущерба – это отдельная песня. Это может быть возмещение расходов на лечение, утраченный заработок, ремонт имущества (самоката, одежды, телефона) и, конечно, моральный вред. Моральный вред – это самая «скользкая» категория, но в моей практике суммы могут доходить до сотен тысяч рублей, особенно если речь идет о серьезных травмах и длительном лечении. Главное – собрать максимально полную доказательную базу.

Дорога – это не компьютерная игра, где можно перезагрузиться. И для водителей, и для самокатчиков, и для пешеходов очень важно помнить о взаимном уважении и элементарной осторожности. Учите ПДД, не гоняйте, будьте внимательны. Вся эта ситуация с СИМ показала, что правила нужны, но еще больше нужны мозги и ответственность у каждого участника движения. Иначе судебных тяжб будет только больше.

Отказ от ответственности:

Информация, представленная в данной статье, основана на личном опыте автора, его практических наблюдениях и анализе правоприменительной практики в России по состоянию на конец 2024 — начало 2025 года. Она носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией. За конкретной правовой помощью по вашему случаю всегда обращайтесь к квалифицированному юристу. Законы и судебная практика могут меняться, и то, что было актуально вчера, может быть пересмотрено завтра.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал