ДТП с участием учебного автомобиля: кто отвечает за ущерб?

ДТП с учебным автомобилем – это, по моим наблюдениям, одна из самых стрессовых ситуаций на дороге, особенно для тех, кто оказался с ними в одном замесе. Сколько раз я видел, как у людей буквально волосы дыбом встают, когда они видят учебную «ласточку», выезжающую из-за угла! И не зря. Нервы, неопытность ученика, порой несобранность инструктора – вот вам и гремучая смесь, способная на ровном месте создать серьезные проблемы. Но самый главный вопрос, который висит в воздухе после такого происшествия: кто, черт возьми, за все это будет платить?

Я сам не раз оказывался в центре подобных разборок, причем с разных сторон: и как свидетель, и как тот, кто помогал разрулить ситуацию знакомым, и даже как консультант для автошкол. Поэтому могу сказать с уверенностью: этот вопрос не так прост, как кажется, и имеет кучу подводных камней, о которых не пишут в общих справочниках.

Первый шаг: понять, кто за рулем и что такое «учебная езда»

Давайте разберемся в базовых понятиях. В момент ДТП за рулем учебного автомобиля находится либо ученик, либо инструктор. Важно понимать, что согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), «Учебная езда» — это особый режим движения, при котором управление транспортным средством осуществляется обучающимся под контролем обучающего. И вот тут кроется ключевой момент: инструктор – не просто пассажир, он полноценный участник дорожного движения, управляющий автомобилем посредством дублирующих педалей. По сути, он всегда должен иметь возможность предотвратить ДТП.

В моей практике был случай, когда ученик на Hyundai Solaris, выезжая с второстепенной дороги, банально перепутал педали и вместо тормоза нажал на газ, едва не протаранив припаркованную машину. Инструктор, по его словам, «отвлекся на секунду». Итог? Разбит бампер чужого авто. Кто виноват? Формально, ученик совершил ошибку. Но фактически, инструктор не выполнил свою прямую обязанность – обеспечить безопасность движения. Ведь для того он и сидит рядом, имея дублирующие педали, чтобы в любой момент взять ситуацию под контроль. Это как нянька, которая не уследила за ребенком, играющим с розеткой.

Кто платит? Де-юре и де-факто

По закону, а именно по статье 1079 Гражданского кодекса РФ, ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (а автомобиль – это именно такая деятельность), несет владелец источника повышенной опасности. В случае с учебным автомобилем, это, как правило, автошкола – юридическое лицо. Автошкола обязана страховать свою гражданскую ответственность по ОСАГО.

Так что, в большинстве случаев, ущерб будет возмещать страховая компания автошколы. Это золотое правило, которое вам нужно запомнить. Если у вас было ДТП с учебкой, то вы обращаетесь в страховую, где застрахована гражданская ответственность именно автошколы, а не инструктора или ученика.

Нюансы и «подводные камни»:

  • ОСАГО автошколы: Убедитесь, что полис действующий. Некоторые автошколы, особенно мелкие, могут грешить просроченными страховками или полисами с ограниченным количеством допущенных водителей. Лайфхак: если есть подозрения, сразу после ДТП, пока ждете ГИБДД, попросите инструктора показать полис и сфотографируйте его. Пробейте номер по базе РСА на месте. Это сэкономит кучу нервов потом. Была история, когда одна «шарашкина контора» из Подмосковья пыталась отмазаться, мол, машина была на ТО, а полис «забыли» продлить. В итоге, пришлось выбивать деньги через суд напрямую с автошколы, а это долго и муторно.
  • Регрессный иск: Вот это самое интересное, что касается инструктора и автошколы. После того как страховая компания автошколы выплатит вам ущерб, она может предъявить регрессный иск к виновнику ДТП. И вот тут вопрос: кто виновник? Ученик или инструктор? Почти всегда – инструктор. Почему? Потому что именно он, согласно ПДД и внутренним инструкциям автошколы, обязан был контролировать ситуацию и предотвратить аварию. В большинстве трудовых договоров инструкторов есть пункты о материальной ответственности за ущерб, причиненный по их вине. Так что, для инструктора это может обернуться серьезными финансовыми потерями. Видел, как инструктор после ДТП, где ученик врезался в столб на парковке (опять же, инструктор не успел нажать тормоз), выплачивал автошколе стоимость ремонта машины из своего кармана. И это при том, что страховая пострадавшей стороне ущерб возместила.
  • Попытка переложить вину на ученика: Автошколы, чтобы избежать регресса к инструктору и не портить отношения с ним, иногда пытаются доказать вину ученика. Это очень сложно сделать. Ученик не является «водителем» в полном смысле слова, он лишь «обучающийся». Его действия находятся под контролем инструктора. Единственные случаи, когда ученика могут признать виновным, это если он совершил заведомо умышленные действия, которые привели к ДТП (например, специально повернул руль в сторону препятствия, игнорируя команды инструктора), что практически невозможно доказать. В 2025 году, с повсеместным распространением видеорегистраторов с записью салона и телеметрии, фиксирующей нажатия педалей, такие попытки становятся еще более абсурдными. Я сам видел записи, где инструктор буквально в последний момент кричит «ТОРМОЗИ!», а ученик, в ступоре, жмет газ. Но система покажет, что инструктор не нажал на свою педаль.

Что делать на месте ДТП? Мои «лайфхаки»

  1. Никаких «договоримся»: Это правило номер один. Никогда не соглашайтесь «разойтись по-хорошему» с инструктором или представителем автошколы, если вам предлагают деньги на месте. Во-первых, вы можете не оценить реальный ущерб. Во-вторых, потом вам могут сказать, что «ничего не было». Всегда вызывайте ГИБДД.
  2. Фиксируйте все: Снимайте на фото и видео место ДТП со всех ракурсов, повреждения обеих машин, расположение знаков, дорожной разметки. Обязательно сфотографируйте водительское удостоверение инструктора, его страховку (ОСАГО автошколы), регистрационные документы на учебный автомобиль. Запишите контакты свидетелей, если они есть. В моем опыте, эта модель Kia Rio (особенно 3-го поколения), часто используемая в автошколах, имеет особенность: на ней часто «плывут» настройки схода-развала после тысяч часов учебной езды, и это может приводить к непредсказуемому поведению машины при резких маневрах. Если есть подозрение на техническую неисправность, обязательно укажите это в объяснении для ГИБДД.
  3. Не признавайте вину: Даже если вы думаете, что могли что-то сделать не так, не говорите об этом на месте. Пусть разбираются специалисты. Ваша задача – зафиксировать факт ДТП и получить все необходимые документы.
  4. Контролируйте оформление: Убедитесь, что в протоколе и справке о ДТП правильно указаны все данные: участники (обязательно автошкола как собственник ТС), характер повреждений, обстоятельства происшествия. Если есть разногласия, укажите их.
  5. Следите за инструктором: Иногда инструкторы, чтобы избежать проблем, пытаются «переобуться» и сказать, что «ученик вообще не слушался». Это бред. Всегда помните о дублирующих педалях.

Помните, что в большинстве случаев, если вы стали участником ДТП с учебным автомобилем, то ответственность за ущерб лежит на автошколе, а точнее – на ее страховой компании. Главное – правильно оформить все на месте и не поддаваться на уговоры «решить вопрос по-свойски».

***

Отказ от ответственности: Данная статья содержит информацию, основанную на личном опыте автора и общедоступных данных о российском законодательстве. Она не является юридической консультацией. В случае ДТП всегда обращайтесь к квалифицированным юристам и страховым специалистам.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал