ДТП с участием велосипедиста или самокатчика: кто прав?

Приветствую, друзья! Тема, которую мы сегодня разберем, не просто актуальна – она горит синим пламенем на наших дорогах. ДТП с участием велосипедистов и самокатчиков. Кто прав? Кто виноват? Вопрос не из простых, и, поверьте, я на нем уже не одну собаку съел, и не одну камеру видеорегистратора обновил. За годы за рулем, да и в целом, погрузившись в эту дорожную «кухню», я насмотрелся и наездился в таких ситуациях, что порой голова кругом. Это не просто сводки ГИБДД, это живые истории, нервы и реальные последствия.

Давайте сразу определимся: на дворе 2025 год, и на улицах наших городов электросамокаты и велосипеды – это уже не экзотика, а полноценные участники движения, а порой и его полноправные «цари». Особенно это касается СИМ (средств индивидуальной мобильности), к которым относятся электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и т.д. С 2023 года для них введены новые правила в ПДД, но, как показывает моя практика, это скорее «правила на бумаге», чем реальность на асфальте. Многие просто не в курсе, или, что еще хуже, сознательно игнорируют.

Юридическая сторона vs. жизненная реальность

Начнем с того, что «прав» и «виноват» – это не всегда одно и то же. Юридически, если самокатчик летел на красный свет и врезался в вашу машину, он виноват. Но в жизни, это вы будете стоять, ждать ГИБДД, оформлять ДТП, а потом, возможно, ремонтировать свою машину за свой счет, если у него нет страховки или денег. И это, поверьте, не редкость. В моем опыте, это лотерея: вытянешь билет с адекватным человеком или с тем, кто сделает вид, что ничего не понимает.

Помню случай, еще до того, как СИМ прописали в ПДД. Еду по Кутузовскому проспекту, вечер, машин немного. Из-за припаркованного автобуса, прямо перед моим носом, вылетает парень на электросамокате. Просто вылетает, без оглядки. Я по тормозам, АБС сработала, чудом остановился в сантиметрах. Он даже не посмотрел, что я там, проехал дальше, как ни в чем не бывало. Вот тут и начинается самое интересное: юридически, он был бы неправ, потому что выезд с прилегающей территории без оценки дорожной обстановки. Но фактически, я бы его сбил, и мне потом доказывай, что ты не виноват. Лайфхак: всегда держите дистанцию и будьте готовы к тому, что кто-то может выскочить из ниоткуда. Особенно из-за крупногабаритного транспорта или вблизи остановок.

Кейсы из практики: кто и почему

Разберем несколько типичных сценариев, с которыми я сталкивался или о которых мне рассказывали мои знакомые, бывалые водители:

1. Пересечение проезжей части по пешеходному переходу:

  • Ситуация: Велосипедист или самокатчик не спешиваясь, на скорости, пересекает дорогу по «зебре». Вы поворачиваете или едете прямо.

  • ПДД (2025): Согласно пункту 24.8 ПДД, водителям велосипедов и СИМ запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. Они должны спешиться и перейти дорогу как пешеходы, ведя транспортное средство рядом. Если они едут, они нарушают правила. Однако, пункт 14.1 ПДД обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Вот тут и коллизия: он нарушает, но вы обязаны уступить. Судебная практика склоняется к тому, что водитель автомобиля, как управляющий источником повышенной опасности, должен был предвидеть. А если это ребенок? Все, туши свет.

  • Мой опыт и лайфхак: Это самая частая причина ДТП. Я видел, как самокатчики на Xiaomi M365 (очень популярная модель, кстати, но с не самыми лучшими тормозами, особенно на мокром асфальте) просто летят, не глядя. Мой личный кейс: на одном из поворотов в спальном районе, где есть нерегулируемый переход, из-за кустов вылетел парень на электросамокате. Я его не видел до последнего момента. Успел оттормозиться, но он проехал так близко, что я почувствовал ветер. С тех пор, проезжая любой переход, даже если он кажется пустым, я снижаю скорость до минимума, а в голове прокручиваю сценарий: «а что, если сейчас кто-то выскочит?». Это не паранойя, это выживание. Смотрите не только на сам переход, но и на подходы к нему – кусты, припаркованные машины, углы зданий. Они создают слепые зоны.

2. Поворот направо и «проскочившие» велосипедисты/самокатчики:

  • Ситуация: Вы собираетесь повернуть направо. Включаете поворотник. В этот момент, справа от вас, по обочине или тротуару, на всей скорости едет велосипедист или самокатчик, пытаясь проскочить «на свой зеленый» или просто игнорируя светофор.

  • ПДД: Согласно пункту 8.6 ПДД, при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Для СИМ это тоже актуально, если они движутся по велодорожке или тротуару (если им это разрешено).

  • Мой опыт и лайфхак: Это бич крупных городов. Особенно, когда велосипедист едет по краю проезжей части, а вы его не видите в зеркалах из-за стойки или слепой зоны. Однажды я чуть не собрал такого «гонщика» прямо перед светофором. Он летел по обочине, пытаясь проскочить перекресток, хотя я уже начал маневр. Благо, я всегда делаю «контрольный» взгляд через плечо перед поворотом направо, даже если кажется, что никого нет. Это не прописано в ПДД, но это спасает жизни и деньги. Особенно актуально для высоких автомобилей или фургонов, где слепые зоны огромны. Купите себе дополнительные сферические зеркала, они копеечные, но дают обзор. И еще: не стесняйтесь включить поворотник заранее, чтобы дать понять свои намерения.

3. Движение по тротуару и неожиданный выезд на проезжую часть:

  • Ситуация: Велосипедист или самокатчик едет по тротуару, а затем внезапно выезжает на дорогу, чтобы объехать препятствие, припарковаться или просто сократить путь.

  • ПДД: Велосипедистам разрешено движение по тротуару, если нет велодорожек/велополос и других вариантов, но с соблюдением пункта 24.6 ПДД (не создавать помех пешеходам). СИМ также разрешено движение по тротуару, если их масса не превышает 35 кг, но с приоритетом пешеходов. Выезд на проезжую часть должен быть безопасным и с соблюдением правил маневрирования (пункт 8.1 ПДД).

  • Мой опыт и лайфхак: Это «русская рулетка». Никогда не знаешь, когда такой «сюрприз» вылетит из-за угла или между машинами. Был случай, когда на узкой улице, где припаркованы машины, из-за одной из них выскочил самокатчик. Я ехал медленно, но все равно едва не задел. Самое обидное, что такие товарищи часто даже не смотрят по сторонам. Мой совет: в узких местах, особенно с припаркованными машинами, где есть тротуары, снижайте скорость до минимума и держите ногу над тормозом. И будьте готовы к экстренному торможению. Ваши глаза должны быть везде, как у хамелеона.

4. Ночное время и отсутствие освещения:

  • Ситуация: В темное время суток или в условиях недостаточной видимости по дороге или обочине едет велосипедист/самокатчик без фар, фонарей, светоотражателей.

  • ПДД: Пункты 19.1 и 19.2 ПДД обязывают водителей всех транспортных средств, включая велосипеды и СИМ, использовать фары и фонари в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Для велосипедов это белый фонарь спереди и красный сзади, а также светоотражатели.

  • Мой опыт и лайфхак: Это не просто нарушение, это прямое самоубийство. Я называю их «призраками». Недавно в Подмосковье, на неосвещенном участке дороги, я еле заметил парня на велосипеде в темной одежде, без единого огонька. Просто черное пятно на дороге. Если бы не ближний свет фар и мое внимательное вождение, быть беде. Лайфхак: ночью, особенно на загородных трассах и в неосвещенных местах, снижайте скорость и будьте предельно внимательны. Ваши глаза – это ваш главный радар. Если есть возможность, используйте дальний свет, но будьте готовы переключиться на ближний. А если вы сами когда-нибудь решите прокатиться на велосипеде или самокате ночью, купите себе нормальную фару на 1000 люмен и яркий задний фонарь. Это не дорого, но это ваша жизнь.

Что делать, если ДТП все-таки произошло?

Даже если вы супер-водитель, а ваш регистратор пишет в 4К, никто не застрахован. Если случился «контакт», действуйте четко:

  1. Остановитесь и включите аварийку. Выставьте знак аварийной остановки.

  2. Оцените ситуацию. В первую очередь – состояние велосипедиста/самокатчика. Если есть травмы, вызывайте скорую (112). Даже если он говорит «все нормально», настаивайте на осмотре. Травмы могут проявиться не сразу.

  3. Вызывайте ГИБДД. В большинстве случаев европротокол здесь не работает, так как велосипедист/самокатчик не является участником дорожного движения в привычном смысле (у него нет ОСАГО). Исключение, если самокат мощнее 250 Вт и его скорость более 50 км/ч, тогда он приравнивается к мопеду, но это уже отдельные нюансы. Лучше сразу звонить в 112 и сообщать о ДТП.

  4. Фиксируйте все. Фотографируйте место ДТП со всех сторон: положение транспортных средств, повреждения, дорожные знаки, разметку, следы торможения (если есть). Снимайте видео. Если у вас есть видеорегистратор, сохраните запись. Это ваш главный свидетель. В моем случае, когда на меня налетел таксист, именно запись с регистратора спасла меня от головной боли. Лайфхак: современные телефоны отлично снимают. Не стесняйтесь снимать лицо участника ДТП, его транспортное средство, госномер (если есть), окружающую обстановку. Все пригодится.

  5. Ищите свидетелей. Сразу же! Люди разъезжаются, уходят. Спросите, кто видел, запишите контакты. «Дядь, вы видели, как он вылетел?» – это может быть решающим. В моем кейсе с самокатчиком, который пытался сбежать после легкого столкновения, именно показания прохожего помогли установить его вину.

  6. Не признавайте вину на месте. Даже если вам кажется, что вы не правы. Пусть разбирается ГИБДД. Любое ваше слово может быть использовано против вас.

  7. Будьте готовы к долгому процессу. Оформление, возможно, дознание, группы разбора. Все это может занять время. Но лучше так, чем потом доказывать свою невиновность в суде без бумаг.

Профилактика – наше все

Как водитель, вы всегда должны быть на шаг впереди. Предвидеть, а не реагировать. Считайте, что каждый самокатчик и велосипедист – это непредсказуемый элемент. Особенно дети и подростки. Они часто не знают ПДД, не чувствуют скорости и габаритов. Для них это просто игрушка. А для вас – это потенциальный штраф, лишение прав или, не дай бог, что-то хуже.

Я всегда говорю: лучше потерять 5 минут, чем 5 лет. Снижайте скорость в зонах повышенного риска: дворы, перекрестки, парковки, места скопления людей. Используйте зеркала, смотрите по сторонам, не отвлекайтесь на телефон. И помните, что даже если вы «правы» по всем пунктам ПДД, отвечать за последствия, скорее всего, придется именно вам. Потому что автомобиль – это источник повышенной опасности, и эта формулировка часто становится решающей в судах.

На дорогах нет мелочей. Берегите себя и будьте предельно внимательны.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в этой статье, носит исключительно ознакомительный характер и является личным мнением автора, основанным на его опыте. Она не является юридической консультацией. В случае ДТП или других правовых вопросов всегда обращайтесь к квалифицированным юристам и представителям правоохранительных органов. Правила дорожного движения и судебная практика могут меняться. Автор не несет ответственности за любые действия, предпринятые на основании информации из этой статьи.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал