Как подобрать момент затяжки для литых дисков

Привет, друзья! Вот вроде бы простая задача: прикрутить колесо. Но сколько же нюансов таится в этом, казалось бы, обыденном процессе, особенно когда речь идет о легкосплавных, или как мы их называем, литых дисках. За годы, что я кручу гайки и болты на самых разных машинах – от видавших виды «Жигулей» до свежих «корейцев» и «европейцев», – я насмотрелся такого, что хватит на пару томов анекдотов, а иногда и на триллер. Сегодня хочу поделиться своим опытом, как не попасть впросак с моментом затяжки, чтобы диски жили долго, а вы спали спокойно.

Начнем с главного: почему вообще этот момент затяжки так важен? Ну, казалось бы, закрутил покрепче – и ладно. Ан нет. Недотянул – колесо может открутиться, начнет бить, а то и вовсе улететь на трассе. Это, поверьте, не шутки, я видел такое. Перетянул – тоже беда: можно «потянуть» шпильку, сорвать резьбу, деформировать посадочное место диска или ступицы. А потом попробуй это колесо снять после зимы, когда все прикипит намертво. Будешь прыгать на балоннике, как мартышка на банане, и все равно без мата не обойдёшься. Причем, не всегда это видно сразу. Бывало, на каких-нибудь бюджетных дисках, особенно китайских репликах, от чрезмерной затяжки даже трещины потихоньку ползут от отверстий под болты. А потом – бац, и диск на выброс.

Что говорит мануал, и что – жизнь

По идее, у каждого автомобиля есть свой мануал, где черным по белому прописан момент затяжки колесных болтов или гаек. Обычно это что-то в районе 90-140 Нм, в зависимости от марки, модели и размера крепежа. Например, для моей старой Skoda Octavia A7 с её болтами это было 120 Нм, а вот на Kaptur, где шпильки и гайки, производитель рекомендует 130 Нм. Казалось бы, бери динамометрический ключ и крути. Но это в идеальном мире. В реальности, на подавляющем большинстве шиномонтажек пневмогайковерт «лупит» по принципу «до упора и еще чуть-чуть», а потом слесарь, если вообще соизволит, дотягивает «крестом» на глаз. И вот тут начинается самое интересное.

Лайфхак: если вы видите, что на шиномонтаже мастер затягивает гайки пневмогайковертом до упора, не стесняйтесь попросить его остановиться, когда колесо просто «село». А дальше – только руками, с динамометрическим ключом, который, по-хорошему, должен быть у каждого уважающего себя автомобилиста. Да, это лишние 10-15 минут вашего времени, но это ваша безопасность и сохранность ваших дисков и ступиц.

Мой личный опыт: в поисках золотой середины

За годы я перепробовал разные ключи: и стрелочные, и щелчковые, и даже электронные. Мой фаворит – хороший щелчковый ключ. Он достаточно точен для наших задач и прост в использовании. У меня есть два: один на мелкие моменты для подкапотки, другой – для колес, с диапазоном до 200 Нм. Это не реклама, но мой Force 6474470 уже лет семь верой и правдой служит, ни разу не подвел.

Что касается самих дисков, тут тоже есть нюансы. Большинство литых дисков используют конусные или сферические гайки/болты. Очень важно использовать правильный тип! Например, если на штампованных дисках часто используются сферические гайки, то на «литье» почти всегда конусные. Использование неподходящих может привести к неполному прилеганию, расшатыванию и, как следствие, откручиванию колеса. Был у меня случай с парнем на Hyundai Solaris: поставил он классные реплики, а гайки оставил старые, от штамповки. Через неделю приехал с биением, думал, диски кривые. Оказалось, гайки не давали диску плотно сесть на ступицу. Заменили гайки на конусные, затянули по моменту – проблема ушла.

Еще один момент, который не все знают: момент затяжки может немного отличаться в зависимости от того, есть ли центровочные кольца. Если диски не оригинальные и стоят пластиковые центровочные кольца, важно убедиться, что они не мешают плотному прилеганию диска к ступице. Сам диск должен садиться на ступицу, а не висеть на болтах и кольцах. Кольца нужны для центровки, а не для нагрузки.

Нюансы, которые спасут нервы и деньги

  1. Перетяжка пневмогайковертом: Это бич наших шиномонтажек. После того, как колесо «прихватили» пневматикой, я всегда прошу дотянуть вручную. А потом, уже дома или на ближайшем паркинге, беру свой динамометрический ключ и проверяю каждый болт/гайку. Поверьте моему опыту, в 90% случаев они перетянуты.
  2. Смазка резьбы: Вот тут мнения расходятся. Некоторые «бывалые» любят смазать резьбу болтов или шпилек графитовой смазкой. Я категорически против! Смазка изменяет коэффициент трения, и момент затяжки, указанный производителем, становится неактуальным. Вы затянете с тем же моментом, но по факту усилие на резьбе будет намного больше. Максимум, что я допускаю – это тонкий слой медной или керамической смазки на ступицу, чтобы диск не прикипал, и на самый кончик резьбы шпильки, где гайка уже не будет крутиться.
  3. Повторная протяжка: Это святое! После установки новых дисков или просто после сезонной смены резины, проедьте 50-100 км и обязательно проверьте момент затяжки. Диск «сядет» на ступицу, крепеж может немного ослабнуть. Я сам однажды поленился, думал, «и так сойдет». А потом на трассе почувствовал легкое биение. Остановился, проверил – а пара гаек на одном колесе ослабли миллиметра на два. С тех пор это для меня правило номер один.
  4. Сезонные особенности: Зимой, когда на дорогах реагенты и соль, крепеж подвержен коррозии. Если есть возможность, используйте специальные колпачки на гайки/болты, они хоть немного защищают. И перед каждой заменой резины обязательно щеткой очищайте резьбу и посадочные места от грязи.
  5. Китайские диски и их особенности: У меня был опыт с несколькими комплектами относительно недорогих китайских литых дисков. У них иногда бывает чуть более мягкий металл в посадочных местах под гайки/болты. При затяжке «от души» можно просто «промять» металл, что приведет к ослаблению и биению. Здесь особенно важно строго соблюдать момент и не перетягивать.

Помните, друзья: колесо – это не та деталь, на которой можно экономить внимание. Правильный момент затяжки – это не просто цифра в мануале, это ваша безопасность, комфорт и долговечность вашего автомобиля. Подходите к этому вопросу с умом и своим динамометрическим ключом, и тогда дорога будет ровной, а поездки – приятными.

***

Отказ от ответственности: Данная статья основана на личном опыте автора и носит исключительно информационный характер. Все действия по обслуживанию и ремонту автомобиля должны выполняться квалифицированными специалистами в соответствии с рекомендациями производителя вашего транспортного средства. Автор не несет ответственности за возможные повреждения или травмы, возникшие в результате самостоятельного применения описанных методов.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал