Выбор места в самолете – это не просто тыканье пальцем в схему на экране. Это целая наука, граничащая с искусством, особенно если вы летаете часто и цените свой комфорт. Мой опыт полетов, а летаю я немало, как по работе, так и по личным делам, по России и за ее пределы, научил меня одной простой истине: правильное место может превратить многочасовой перелет из пытки в подобие отдыха. И речь не только о бизнес-классе, нет. Даже в экономе можно выбить себе кусочек неба, если знать, куда смотреть и что искать.
Анатомия самолета: где искать свой дзен, а где – ад перфекциониста
Прежде чем выбирать, давайте разберемся, что вообще есть в самолете. Для большинства пассажиров самолет – это просто труба с крыльями. Для меня же это система, которую можно оптимизировать. И как в любой системе, здесь есть свои узкие места и точки роста.
- Передние ряды эконома (часто за перегородкой или сразу за бизнес-классом):
Плюсы: первым выходишь из самолета (бесценно, если у тебя короткая пересадка или просто не любишь толпу), иногда чуть больше места для ног (особенно если это ряд за перегородкой, так называемый bulkhead row). Минусы: очень часто здесь располагаются люльки для младенцев, так что будьте готовы к тому, что по соседству могут оказаться самые маленькие пассажиры со всеми вытекающими. И еще: в этих рядах не всегда можно поднять подлокотники, они могут быть фиксированными из-за встроенных столиков.
Мой кейс: Летел как-то Аэрофлотом на A321 из Москвы в Сочи. Взял место у перегородки, думая, что будет простор. Рядом со мной оказалась семья с младенцем. В итоге, вместо спокойного чтения, я слушал концерт в режиме 5.1. С тех пор, если беру эти места, всегда проверяю, нет ли альтернатив, или готовлю наушники с шумоподавлением.
- Ряды у аварийных выходов (exit rows):
Плюсы: это, пожалуй, самое щедрое пространство для ног в экономе. Можно вытянуть ноги практически полностью. Минусы: эти места платные, и к ним есть строгие требования (например, пассажир должен быть физически крепким, не с ребенком, понимать инструкции экипажа). Спинки кресел могут быть фиксированными или иметь ограниченный наклон. Некоторые авиакомпании, как та же «Победа», могут продавать их очень дешево, если вы успеете на онлайн-регистрацию.
Лайфхак: если вы соответствуете всем требованиям, ищите эти места. Но помните, что под креслом впереди вас не будет места для ручной клади. Все вещи должны быть на полке.
- Середина салона:
Плюсы: обычно здесь меньше шума от двигателей, чем в хвосте, и меньше суеты, чем в носу. Минусы: по сути, это компромисс во всем. Идеально, если вы просто хотите лететь и не заморачиваться.
- Хвостовая часть:
Плюсы: зачастую в хвосте самолета остаются свободные места, особенно на неполных рейсах. Это ваш шанс занять целый ряд и развалиться. Статистически, эти места считаются самыми безопасными при крушении (хотя об этом не хочется думать). Минусы: самый сильный шум от двигателей, тряска ощущается сильнее, последним выходишь из самолета, и часто туалеты и кухни расположены именно здесь, что означает постоянное движение и запахи.
Мой опыт: На рейсах «Уральских авиалиний» на А320 в Екатеринбург, если рейс не полный, я всегда стараюсь занять место в хвосте и, если повезет, весь ряд. Зато можно поспать, раскинувшись на трех креслах. Но это, конечно, лотерея.
Окна, проходы, середина: что выбрать?
Выбор между окном, проходом и серединой – это вечный спор, как Unix vs. Windows. У каждого свои плюсы и минусы.
- У окна:
Плюсы: виды (особенно если летите над горами или морем), можно прислониться к стенке и поспать, никто не будет беспокоить, чтобы выйти. Минусы: приходится беспокоить соседей, чтобы выйти самому, на некоторых моделях (например, Boeing 737-800) окно может быть не совсем у вашего кресла, а чуть сбоку или вообще отсутствовать из-за конструкции. Зимой у окна бывает холодно.
Лайфхак: перед выбором места у окна, загляните на SeatGuru или Aerolopa. Эти ресурсы показывают, где именно расположено окно относительно кресла. В моем опыте, на некоторых моделях Superjet 100 у окна 11-го ряда обзор может быть сильно ограничен крылом.
- У прохода:
Плюсы: легко встать, размяться, сходить в туалет, быстро выйти из самолета. Минусы: вас будут постоянно задевать проходящие пассажиры и бортпроводники тележкой, и если сосед у окна захочет выйти, вам придется вставать.
Мой кейс: Однажды на рейсе S7 из Новосибирска в Москву, я сидел у прохода. Рядом со мной сидел очень активный пассажир, который каждые 40 минут вставал и ходил по салону. В итоге я чувствовал себя швейцаром, а не пассажиром. С тех пор, если полет короткий, предпочитаю окно.
- Посередине:
Плюсы: если вы путешествуете вдвоем, это может быть неплохой вариант – вы занимаете два места из трех и можете общаться. Минусы: вы зажаты между двумя незнакомцами. Мой личный ад.
Лайфхак: если вы летите вдвоем на самолете с рассадкой 3-3, попробуйте забронировать место у окна и у прохода, оставив среднее место свободным. Если рейс неполный, есть большой шанс, что оно так и останется пустым, и у вас будет целый ряд. Если же кто-то займет среднее место, всегда можно предложить ему поменяться на место у окна или прохода, чтобы вы сидели вместе.
Нюансы, лайфхаки и подводные камни, которых нет в общих гайдах
Вот где начинается самое интересное – то, что нагуглить сложно, но что приходит с опытом.
- Место у туалета или кухни (galley/lavatory):
Избегайте их любой ценой, если не хотите провести полет в режиме постоянного движения, шума слива, запахов и яркого света. Это относится и к рядам, расположенным прямо за туалетами/кухнями. На Boeing 737-800 у многих российских авиакомпаний (например, S7, Nordwind) это часто 11-й или 12-й ряд, который кажется привлекательным из-за отсутствия кресел впереди, но на деле может оказаться ловушкой.
- Ряды, где нет окон:
Да, такое бывает. Из-за особенностей конструкции фюзеляжа или расположения аварийных выходов. Опять же, SeatGuru вам в помощь. В моем опыте, на некоторых Airbus A320/A321 такие «слепые» места встречаются.
- Температурный режим:
В хвосте и у аварийных выходов часто бывает прохладнее из-за близости к дверям и меньшей эффективности системы кондиционирования. В носу салона может быть теплее. Если вы мерзляк, это стоит учитывать.
- Различные модификации одного и того же самолета:
Очень важный момент! У одной и той же авиакомпании могут быть разные компоновки салона на одних и тех же моделях самолетов (например, Boeing 737-800). Схемы, которые вы видите при бронировании, могут быть усредненными. Всегда проверяйте номер рейса и ищите конкретную компоновку на Aerolopa – там схемы гораздо точнее и детализированнее, чем на SeatGuru, особенно для европейских и российских перевозчиков.
Пример: Летел как-то «Россией» на 737-800, выбрал место, которое по SeatGuru было «зеленым» (хорошим). Оказалось, что у этого борта была другая компоновка, и мое «хорошее» место было прямо у туалета. С тех пор всегда перепроверяю по номеру рейса и на Aerolopa.
- Онлайн-регистрация и выбор места:
Если вы не хотите платить за место, ждите открытия онлайн-регистрации. Обычно она открывается за 24-36 часов до вылета. В этот момент система распределяет оставшиеся места. Иногда можно «выловить» очень хорошие места, которые не были проданы. И наоборот: если видите, что весь самолет пустой, но все места, кроме средних, платные, подождите до последнего. Есть шанс, что система даст вам хорошее место бесплатно, чтобы не сажать вас посредине.
Лайфхак: если на онлайн-регистрации все «хорошие» места уже заняты, но вы видите много пустых рядов, попробуйте зарегистрироваться на место у окна или у прохода в ряду, где среднее место еще свободно. Если до вылета оно так и останется пустым, у вас будет больше места.
- Близость к крылу:
Если вы любите фотографировать виды из окна, избегайте мест над крылом – оно будет закрывать обзор. Обычно это примерно с 10-го по 25-й ряд на Boeing 737/Airbus A320.
- Последний ряд:
На многих самолетах спинки последнего ряда не откидываются совсем или откидываются минимально. Это ад. Проверяйте схемы!
- Места с ограниченным наклоном спинки:
Помимо последних рядов, это могут быть ряды перед аварийными выходами или перед перегородками. Опять же, только детальные схемы помогут вам избежать этой ловушки.
Заключение (нет, это не заключение, а просто мысли вслух)
Выбор идеального места в самолете – это как настройка сервера: нужно знать архитектуру, предвидеть нагрузки и быть готовым к неожиданностям. Мой двадцатилетний опыт работы с системами научил меня, что детали решают все. И в самолете это правило работает на все сто. Не ленитесь потратить 5-10 минут на изучение схемы салона, и ваш полет будет намного комфортнее. Удачных полетов и мягких посадок!
***
Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, основана на личном опыте автора, общедоступных данных и может не быть актуальной для всех авиакомпаний, моделей самолетов или конкретных рейсов. Авиакомпании могут изменять компоновку салонов и правила выбора мест без предварительного уведомления. Всегда проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах авиакомпаний и используйте сторонние ресурсы (такие как SeatGuru или Aerolopa) как вспомогательные, а не единственные источники данных. Автор не несет ответственности за любые неудобства или потери, возникшие в результате использования информации из этой статьи.








