Как проверить дренажи крыши и дверей

Привет, друзья! Вот уже который год, а точнее, скоро будет юбилей как я кручу гайки, ковыряюсь в проводке и, конечно же, спасаю машины от самых коварных врагов — воды и ржавчины. И если вы думаете, что главный враг — это ДТП или поломка двигателя, то спешу вас разочаровать: зачастую куда больше проблем доставляет банальная вода, которая находит лазейки там, где её быть не должно. А главные виновники её коварных планов — забитые дренажи крыши и дверей. И поверьте мне, в наших российских реалиях 2025 года, когда зима может быть суровой, а лето пыльным, эти маленькие отверстия становятся настоящим полем битвы за жизнь вашего автомобиля.

Я не раз сталкивался с тем, как люди приходят в сервис с жалобами на электрику, на воду в салоне, на ржавчину по низу дверей, а причина до безобразия проста: дренажи забиты. Причём это касается не только десятилетних «старушек», но и вполне свежих экземпляров. Сегодня я поделюсь своим личным опытом, теми «фишками» и предостережениями, которые вы вряд ли найдёте в мануале.

Дренажи крыши: не дайте воде устроить потоп под капотом

Начнём с крыши, а точнее, с подкапотного пространства. Это зона повышенного риска, ведь здесь сосредоточена куча важной электроники, а также вакуумный усилитель тормозов и другие критически важные компоненты. Водостоки крыши, или, как их ещё называют, дренажи водоотводящего короба (жабо), предназначены для отвода воды, стекающей с лобового стекла, прямо на землю. Если они забиты, вода начинает скапливаться, и вот тут-то начинается самое интересное.

Где искать и что чистить:

  • Под капотом, у лобового стекла: Откройте капот. Вы увидите пластиковую накладку, которая идёт вдоль нижней кромки лобового стекла – это и есть жабо. Под ней расположены дренажные отверстия. Обычно их несколько: по одному с каждой стороны, ближе к крыльям, и иногда одно или два по центру.
  • В районе аккумуляторного отсека: На некоторых моделях, например, на Skoda Octavia A5/A7, дренаж находится прямо под аккумулятором. Это очень коварное место: если он забивается, вода скапливается вокруг аккумулятора, вызывая коррозию и даже рискуя попасть в салон через отверстия для проводки.
  • В дренажных трубках люка (если есть): Если у вас автомобиль с люком, то у него есть отдельные дренажные трубки, которые идут по стойкам кузова и выводятся либо в пороги, либо в колёсные арки. Их тоже нужно проверять.

Лайфхаки и предостережения из личного опыта:

  • «Секретные» дренажи: Не всегда всё на виду. Например, на некоторых моделях Lada Vesta и XRAY, если не снять дворники и часть жабо, то можно и не увидеть, как там всё забито. Я однажды столкнулся с тем, что на Весте из-за забитого дренажа в районе пассажирского сиденья постоянно стояла вода. Пришлось разбирать половину салона, чтобы найти причину. Оказалось, вода через переполненный короб жабо находила путь прямо в салон.
  • Инструменты: Мой джентльменский набор для чистки дренажей включает: компрессор с тонкой насадкой, длинный гибкий щуп (можно использовать тонкий тросик или даже жёсткую леску), садовый шланг для проверки. Ни в коем случае не используйте отвёртки или другие острые предметы, особенно если не видите, куда они идут, чтобы не повредить проводку или другие элементы.
  • Водный тест: После визуальной очистки обязательно пролейте воду. Я беру обычную бутылку воды и лью прямо на лобовое стекло, наблюдая, куда она уходит. Если вода выливается мощным потоком под машину, значит, всё в порядке. Если еле капает или, что хуже, стекает по моторному щиту, значит, есть проблема.
  • Зимние сюрпризы: В морозы вода может замерзать в дренажах, образуя ледяные пробки. Никогда не пытайтесь пробить их силой! Лучше всего использовать тёплую (не кипяток!) воду. Я обычно использую бутылку с распылителем и постепенно оттаиваю лёд.
  • Предотвращение лучше лечения: Мои подписчики часто спрашивают, как этого избежать. Регулярная чистка, особенно осенью после листопада и весной после таяния снега и цветения тополей. Можно использовать специальные сетки на воздухозаборники, чтобы крупный мусор не попадал.

Мой кейс с «Аккордом»:
Был у меня клиент на Honda Accord, который жаловался на постоянно глючащую электрику и странный запах в салоне. Проверив всё, что можно, я решил заглянуть в дренажи. В итоге, под аккумулятором обнаружился целый «пруд» из воды и грязи. А один из дренажей был забит так плотно, что там выросла целая колония мха! После чистки и обработки контактов проблема ушла. Вот так вот, маленький мох, а сколько проблем!

Дренажи дверей: не дайте ржавчине съесть вашу дверь изнутри

Переходим к дверям. Многие думают, что двери герметичны и вода туда не попадает. Это заблуждение! Вода проникает внутрь двери постоянно: во время дождя, мойки, да даже от конденсата. Для её отвода и существуют дренажные отверстия, расположенные по нижней кромке двери. Если они забиты, вода начинает скапливаться внутри, вызывая коррозию металла, повреждение механизмов стеклоподъёмников, динамиков и замков. А ещё она может замерзать зимой, что чревато деформацией обшивки и проблемами с открытием дверей.

Где искать и что чистить:

  • На нижней кромке двери: Откройте дверь и посмотрите на её нижний торец. Вы увидите небольшие щели или круглые отверстия, иногда закрытые резиновыми заглушками. Их может быть от двух до пяти на каждой двери.

Лайфхаки и предостережения из личного опыта:

  • «Тест на бульканье»: Самый простой способ понять, что дренажи забиты – это открыть и закрыть дверь. Если вы слышите характерное «бульканье» или «плеск», значит, внутри двери скопилась вода. Не откладывайте чистку!
  • Инструменты: Для чистки дренажей дверей я использую тонкую пластиковую стяжку (хомут), старую пластиковую карту или любой другой неметаллический, гибкий, но достаточно жёсткий предмет. Почему не металлический? Чтобы не поцарапать антикоррозийное покрытие внутри двери и не повредить проводку. Компрессор тоже пригодится, но используйте его осторожно, чтобы не повредить внутренние элементы.
  • Водный тест (повторный): После механической чистки дренажей, я беру бутылку воды и аккуратно лью её по стеклу двери с внешней стороны. Вода должна свободно выходить через дренажные отверстия.
  • Особое внимание к задним дверям: Зачастую про них забывают, а там скапливается не меньше грязи.
  • Профилактика: Регулярно, хотя бы раз в сезон, прочищайте эти отверстия. Особенно это актуально для автомобилей, которые часто ездят по грунтовкам или в пыльных условиях.
  • Модели-жертвы: По моему опыту, Ford Focus 2 и 3, Kia Rio и Hyundai Solaris – это те модели, где дренажи дверей забиваются особенно часто. Причём на Фордах это может привести к очень быстрой коррозии нижней кромки двери. У меня на участке стоял Фокус, у которого буквально за год «съело» низ двери из-за забитых дренажей. Пришлось кромку переваривать.

История с «солярисом» и ржавчиной:
Один мой знакомый, владелец Hyundai Solaris, приехал ко мне с жалобой на то, что «что-то гремит в двери». Открываем, а там – целый килограмм песка и грязи, который набился в дренажи так, что вода стояла постоянно. Итог: ржавчина по нижней кромке двери, пришлось всё зачищать, обрабатывать преобразователем ржавчины и красить. А всего-то нужно было раз в полгода потратить пять минут на чистку.

Общие советы и предостережения

  • Регулярность – наше всё: Проверяйте дренажи минимум два раза в год: после осени (листопад, грязь) и после зимы (песок, реагенты, талая вода). Если живёте рядом с деревьями или часто ездите по пыльным дорогам, делайте это чаще.
  • Не паникуйте: Если обнаружили воду, главное – не паниковать. В большинстве случаев проблему можно решить своими силами.
  • Когда к специалистам: Если вода попадает в салон, а вы не можете найти причину или не уверены в своих силах, лучше обратитесь в сервис. Иногда вода может течь по скрытым полостям, и найти источник без специального оборудования бывает сложно.
  • Защита после чистки: После того как вы прочистили дренажи и убедились, что вода уходит, можно обработать внутренние полости дверей или подкапотное пространство антикоррозийными составами. Это создаст дополнительный барьер от ржавчины.

Помните, ваш автомобиль – это не только средство передвижения, но и довольно сложный механизм, требующий внимания и заботы. И такие, казалось бы, мелочи, как забитые дренажи, могут стать причиной очень серьёзных и дорогостоящих проблем. Так что, не ленитесь, загляните под капот и в двери своего железного коня, и он ответит вам долгой и верной службой!

***

Отказ от ответственности:
Информация, представленная в этой статье, основана на личном опыте и предназначена исключительно для ознакомительных целей. При выполнении любых работ с вашим автомобилем всегда соблюдайте меры безопасности. Автор не несёт ответственности за возможные повреждения или травмы, полученные в результате самостоятельного применения описанных методов. Если вы не уверены в своих навыках, рекомендуется обратиться к квалифицированным специалистам.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал