Сколько раз я собиралась в дорогу, столько и задавалась вопросом: как сделать это не только удобно и приятно, но и с минимальным вредом для нашей планеты? Поезда – это уже сам по себе шаг в правильном направлении, на мой взгляд, куда экологичнее самолетов и уж тем более личного автомобиля, особенно на дальние расстояния. Но и здесь есть свои подводные камни и свои «зеленые» тропы, которые я, как заядлая путешественница по российским просторам, успела изучить вдоль и поперек. Приготовьтесь, будет много личного опыта и, надеюсь, полезных советов.
Почему поезд – это уже победа для экологии
Давайте разберемся на пальцах. Самолет оставляет за собой углеродный след, который порой в десятки раз превышает тот, что оставляет поезд на аналогичном маршруте. Автомобиль, особенно если вы едете один, тоже не чемпион по «зелености». Поезд же, особенно электрифицированный, использует энергию, которая может быть получена из возобновляемых источников. Более того, он перевозит куда больше людей за один раз, что значительно снижает выбросы на одного пассажира. В России, где железнодорожная сеть – это кровеносная система страны, этот фактор приобретает особое значение. По данным РЖД, они активно работают над снижением выбросов, модернизируют подвижной состав, внедряют энергоэффективные технологии. И это не просто красивые слова: я сама замечаю, как меняется инфраструктура, как те же «Ласточки» и «Сапсаны» становятся все более комфортными и, что немаловажно, современными в плане энергопотребления.
Планирование поездки: начинаем с чистого листа
- Выбор маршрута и типа поезда: Если есть возможность, отдавайте предпочтение электрифицированным маршрутам. Это не всегда очевидно, но дизельные локомотивы, увы, менее экологичны. В приложении РЖД или на сайте это не указывается напрямую, но по типу поезда можно догадаться: «Сапсаны», «Ласточки», «Стрижи» – это всегда электричество. На дальних маршрутах, где часть пути приходится на тепловозную тягу, полностью избежать этого сложно, но можно минимизировать.
- Покупка билетов: Всегда покупаю электронные билеты. Казалось бы, мелочь, но это сберегает тонны бумаги в масштабах страны. И не распечатывайте их, если это не требуется для отчетности – достаточно показать на экране телефона.
- Багаж: Правило «меньше вещей – меньше веса – меньше энергии на транспортировку» работает железно. Я, как мама двоих детей, знаю, как сложно не набрать «всего и побольше». Но с годами выработала свою систему: список must-have, многоразовые сумки-шопперы вместо пакетов, и никаких «а вдруг пригодится». Мой лайфхак: используйте вакуумные пакеты для одежды – они экономят место и позволяют взять меньше сумок. Это не только экологично, но и удобно: не нужно тащить чемодан размером с бегемота.
«Зеленые» мелочи в пути, которые творят чудеса
Вот где начинается самое интересное – мои личные наработки, которые не найдешь в общих статьях.
- Вода – всему голова: Это, пожалуй, мой главный «эко-столп» в дороге. Забудьте про покупку бутилированной воды на каждой станции. Во-первых, это дорого. Во-вторых, сколько пластика! Всегда беру с собой многоразовую бутылку для воды, а то и две. В современных вагонах, особенно в купе и СВ, часто есть кулеры с питьевой водой. Но тут есть нюанс: не все они одинаково полезны. В моем опыте, в некоторых моделях вагонов (чаще это обновленные купейные вагоны 2018-2022 годов выпуска) кулер фильтрует воду из общего бака, и если вы хотите быть на 100% уверенными в качестве, лучше все же взять с собой компактный фильтр-бутылку или кипятить воду в титане, который есть в каждом вагоне. Кипяток – это вообще наш верный друг: и чай заварить, и кружку ополоснуть, и даже что-то быстрое приготовить.
- Еда без отходов: Еще одна моя боль – горы мусора от еды. Заранее готовлю перекус: бутерброды в многоразовых контейнерах, фрукты, орехи. Никаких одноразовых упаковок, если можно их избежать. И, конечно, своя кружка и ложка/вилка. Помню, как-то ехали мы с младшим в плацкарте до Краснодара, и он попросил сок в тетрапаке. Я-то всегда беру многоразовую бутылку, но тут промахнулась. Так вот, попробовала сдать упаковку проводнице – а она на меня глаза вытаращила, говорит, «мы такое не принимаем». Пришлось везти до дома, чтобы в пункт сбора отходов сдать. С тех пор я как мантру повторяю: своя тара – наше всё!
- Мусорная этика: Сортировка мусора в поездах РЖД пока, увы, редкость. В некоторых «Сапсанах» и «Ласточках» я видела раздельные контейнеры, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому мой подход такой: все, что можно сдать на переработку (пластик, бумага), собираю в отдельный пакет и везу до ближайшего пункта сбора отходов. Органические отходы (огрызки, чайные пакетики) выбрасываю в обычный мусор, но стараюсь минимизировать их количество.
- Энергосбережение: Заряжайте гаджеты, когда поезд движется, особенно если это не современные вагоны с USB-розетками у каждого места. Старайтесь не оставлять зарядки включенными без надобности. В старых вагонах розетки – это вообще отдельная песня, и они часто бывают «слабыми». В моем опыте, лучше всего заряжать телефон от повербанка, а повербанк – от розетки, когда есть возможность. Так вы и свою технику бережете, и лишнюю нагрузку на сеть не даете.
- Гигиена без вреда: Вместо влажных салфеток, которые разлагаются сотни лет, использую маленькое полотенце и воду (благо, в поездах с биотуалетами это не проблема). Зубная щетка из бамбука, твердое мыло вместо жидкого в пластике, многоразовые ватные диски – все это занимает минимум места и приносит максимум пользы.
Как быть с проводниками и попутчиками: дипломатия и настойчивость
Не ждите, что проводники будут в восторге от ваших эко-инициатив, особенно если это касается сортировки мусора. Их задача – поддерживать порядок по своим правилам. Поэтому будьте вежливы, но настойчивы. Если вы собираете свой пластик, просто объясните, что заберете его с собой. Ни в коем случае не устраивайте скандалы – это бесполезно. Мой опыт показывает: спокойное объяснение и личный пример работают лучше всего. И, кто знает, возможно, ваш пример вдохновит и попутчиков. Помню, как-то ехала я в купе, и соседка по полке заинтересовалась, почему я воду из своей бутылки пью, а не покупаю. Разговорились, и она потом призналась, что задумалась о том, сколько пластика выбрасывает. Мелочь, а приятно!
Нюансы, которые не найти в путеводителях
- «Титановый» лайфхак: Титан – это не просто кипяток. В старых вагонах, где вода в туалете бывает прохладной, можно взять немного теплой воды из титана для умывания. Только осторожно, не обожгитесь!
- Торможение и разгон: Наблюдайте за работой машиниста. Резкие торможения и частые разгоны потребляют больше энергии. В поездах дальнего следования это не так заметно, но в пригородных электричках, особенно старых моделей, это чувствуется. И, кстати, современные «Ласточки» и «Иволги» куда плавнее и экономичнее в этом плане.
- Вентиляция и кондиционер: Если вам жарко, попробуйте сначала открыть форточку (если это возможно), прежде чем просить проводника «накрутить» кондиционер. В некоторых вагонах система вентиляции работает довольно эффективно без дополнительного охлаждения, экономя энергию.
Дисклеймер
Все изложенные в статье советы основаны на личном опыте автора и актуальны на момент написания (2025 год) для российских реалий. Железнодорожная инфраструктура и правила могут меняться, поэтому всегда уточняйте информацию перед поездкой. Автор не несет ответственности за возможные неудобства или изменения, которые могут возникнуть в процессе ваших путешествий.