Как снять потолок салона и не сломать клипсы

Ну что, мужики, пришла беда, откуда не ждали, или просто руки чешутся что-то в салоне улучшить? Потолок провис, захотелось шумку сделать, или, как у меня было на моей старенькой Приоре, после неудачной химчистки пошли разводы. В общем, причина снять потолок может быть любой, а вот последствия… последствия могут быть печальными, если подходить к делу без ума и опыта. Сам через это проходил, и не раз, так что сегодня поделюсь своим, набитым шишками, опытом, как снять этот самый потолок и не превратить салон в поле боя сломанных клипс и оторванных проводов.

Сразу скажу: это не та работа, где можно «на глаз» и «на авось». Это ювелирка. И да, никаких универсальных инструкций на все машины сразу не существует. Каждая модель – это отдельный квест со своими ловушками и секретами. Но общие принципы и лайфхаки, как говорится, в крови и в руках.

Первый шаг: подготовка — наше все

Вот тут, друзья, кроется половина успеха. Не спешите хвататься за отвертки. Сначала подумайте, а лучше запишите:

  • Инструменты: Это не только отвертки. Обязательно купите набор пластиковых лопаток для снятия обшивки. Забудьте про металлические плоские отвертки, если не хотите оставить на пластике следы, как после кошачьих когтей. Пригодятся торксы (звездочки), головки, крестовая отвертка. И очень важен фонарик, лучше налобный, чтобы руки были свободны.
  • Емкости для крепежа: Магнитная тарелка или несколько подписанных коробочек – ваш лучший друг. Поверьте, когда у вас будет 30-40 винтиков и клипс разного размера и формы, вы проклянете все на свете, если они будут валяться одной кучей. Сделали шаг – сложили крепеж в отдельную емкость и подписали: «передняя левая стойка», «плафон», «козырьки».
  • Защита салона: Опустите сиденья максимально вниз, отодвиньте назад. Накройте их чехлами или пленкой. Потолок, когда вы его будете вытаскивать, может быть грязным, пыльным, а то и с остатками клея. Не испортите обшивку сидений.
  • Отключение аккумулятора: Если в стойках есть подушки безопасности (а они сейчас есть почти везде), или вы просто не хотите случайно устроить короткое замыкание при работе с плафоном, отсоедините клемму аккумулятора. Безопасность превыше всего.
  • Фотографируйте каждый шаг: Это мой главный лайфхак. Сделайте фото до того, как что-то открутите. Сделали шаг – сфотографируйте. Сняли клипсу – сфотографируйте, как она сидела. Это ваш спасательный круг при обратной сборке. Поверьте, через пару часов вы уже не вспомните, какой винтик куда шел.

Клипсы: враг номер один или верный друг?

А вот тут начинается самое интересное. Клипсы – это отдельная песня. Их существует великое множество: «елочки», поворотные, защелки, с центральным штырьком, без него… И самое коварное: они любят ломаться. Особенно зимой, когда пластик дубеет. Так что, лайфхак: не делайте это в мороз, если нет теплого гаража. Пластик будет хрупким, как хрусталь.

Мой опыт: на моей Весте, например, клипсы стоек довольно живучие, но на Солярисе пластик жестче, и там они часто белые и хрупкие, того и гляди треснут. А на старом Фокусе, который я как-то раз делал другу, стойки вообще сидели на металлических защелках, которые при неаккуратном снятии могли царапать краску кузова под обшивкой. Так что, будьте начеку.

Как снимать:
Главное правило: не тяните со всей дури. Большинство клипс надо сначала поддеть пластиковой лопаткой, чтобы они слегка вышли из своих пазов. Затем, если это «елочка», тянуть строго перпендикулярно поверхности. Если это поворотная клипса (редкость, но бывает), то сначала повернуть, а потом тянуть. Если клипса с центральным штырьком, то сначала надо вытащить этот штырек (обычно плоской отверткой или специальным инструментом), а потом уже вынимать саму клипсу. Ощущение «щелчка» при снятии — это хорошо. Хруст — это плохо.

Что делать, если сломалась:
Запаситесь новыми клипсами заранее. На АлиЭкспрессе их навалом, в автомагазинах тоже есть, но дороже. Лучше иметь десяток-другой про запас, чем потом бегать по городу в поисках одной несчастной клипсы. Мой личный кейс: как-то раз на Гранте, снимая заднюю стойку, сломал три клипсы подряд. Просто потому, что не знал, что они там сидят намертво и требуют особого подхода – тянуть не прямо, а слегка отгибая стойку. Пришлось ждать заказа с Али, и машина неделю стояла с болтающейся стойкой.

Порядок действий: от простого к сложному

  1. Стойки: передние, средние, задние

    Начинаем всегда с них. Поддеваем пластиковой лопаткой, аккуратно, без фанатизма. Сначала отгибаем верхнюю часть, затем движемся вниз. Помните про подушки безопасности! Если они есть, то проводка к ним проходит внутри стойки, и надо быть предельно осторожным, чтобы не повредить ее. На многих машинах (например, Веста, Солярис) передние стойки просто на клипсах. Средние стойки часто имеют ремень безопасности, который проходит через них – его надо будет открутить или ослабить, чтобы снять обшивку. Задние стойки иногда имеют хитрые зацепы, как на Приоре – их надо слегка отгибать и вытаскивать вверх.

  2. Козырьки и их крепления

    Обычно держатся на двух саморезах. Но иногда бывает один саморез и одна защелка. Внимательно осмотрите. Заглушки на саморезах снимаются тонкой отверткой или шилом. Не потеряйте эти заглушки, они любят улетать в самые неожиданные места.

  3. Потолочные ручки (поручни)

    Часто они под заглушками, которые надо поддеть. Под ними обычно саморезы. Иногда ручки просто на защелках. Мой совет: сначала попробуйте аккуратно потянуть, чтобы понять, есть ли там скрытые саморезы. Если ручка не поддается, скорее всего, там заглушки.

  4. Плафон освещения

    Вот тут будьте особенно внимательны. Плафон обычно на защелках, которые надо поддеть. Но иногда он еще и на саморезах, скрытых под стеклом или внутри корпуса. Главное – не сломать сам корпус плафона. И помните про провода! Они, как правило, очень короткие. Отсоединяйте их аккуратно, часто там обычные фишки, которые надо нажать или потянуть. На моей старой Нексии я как-то оторвал провода от плафона – потом паял, что не очень удобно.

  5. Дополнительные элементы

    Это может быть микрофон громкой связи, датчик дождя/света, антенна GPS, видеорегистратор, который подключен к плафону. Все это надо аккуратно отсоединить и запомнить, куда что шло. Опять же, фото в помощь.

Снятие самого потолка: адский квест

После того, как все стойки, козырьки, ручки и плафоны сняты, потолок обычно просто опускается. Он держится на нескольких клипсах по периметру и, возможно, на небольшом количестве клея в некоторых местах. Аккуратно отщелкните его. А вот теперь начинается самое интересное: как его вытащить из салона, не переломив пополам?

Это самый сложный этап. Потолок – штука большая и хрупкая. На седанах обычно приходится снимать его через заднюю дверь, максимально отодвинув и опустив передние сиденья. Иногда приходится даже снимать спинки передних сидений, чтобы получить больше пространства. На хэтчбеках и универсалах часто можно вытащить через багажник, но все равно придется изгибать его, что не всегда хорошо. Мой опыт: на седанах я всегда стараюсь вытащить через пассажирскую дверь, предварительно опустив кресло до упора и откинув спинку. Иногда приходится даже ее снимать. С Приорой было проще – там он относительно небольшой, а вот с Солярисом я помучился, пришлось гнуть его довольно сильно, и я боялся, что он сломается.

Не спешите. Лучше потратить лишние 10-15 минут на поиск оптимального угла, чем потом покупать новый потолок. И помните: потолок – это не доска. Он имеет определенную гибкость, но она не бесконечна.

Обратная сборка: зеркало, но не всегда

Сборка – это, по сути, зеркальное отражение разборки. Но не всегда. Некоторые клипсы заходят туже, другие – легче. Главное – не забудьте подключить все провода обратно. И используйте свои фотографии! Они будут вашей библией. Если какие-то клипсы сломались, замените их новыми. Не экономьте на этом, иначе потом обшивка будет греметь и раздражать.

И еще один совет: если вы планируете клеить шумку или перетягивать потолок, делайте это в теплом, сухом помещении. Клей и материалы не любят холод и сырость.

Отказ от ответственности:
Все описанные здесь советы основаны на личном опыте и предназначены для ознакомления. Автор не несет ответственности за любой ущерб, причиненный вашему автомобилю или здоровью в результате использования данной информации. Все работы вы выполняете на свой страх и риск. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратитесь к специалистам.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал