Как выглядели первые версии известных сайтов

Привет, цифровые археологи и просто ностальгирующие души! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по машинам времени, чтобы заглянуть за кулисы и посмотреть, как выглядели первые версии тех самых сайтов, без которых мы уже не мыслим свою жизнь. Спойлер: это было похоже на то, как если бы вы сегодня открыли шкаф с одеждой из 90-х – вроде бы знакомые силуэты, но какие же они… другие!

Вспомните: интернет тогда был совсем юным, модемы пищали, а скорость соединения была такой, что можно было успеть выпить чашку кофе, пока загружалась одна страница. Не было ни мощных CSS-фреймворков, ни навороченного JavaScript, ни адаптивного дизайна. Была лишь чистая, незамутненная разметка HTML, немного картинок и огромное желание создателей уместить как можно больше информации на одном экране. Это был дикий запад веб-разработки, где каждый сайт был своего рода экспериментальной площадкой.

Google: когда минимализм был не трендом, а необходимостью

Начнем с мастодонта поисковых систем – Google. Если вы думаете, что их знаменитый минимализм – это результат долгих исследований пользовательского опыта, то отчасти это так, но в самом начале это была скорее прагматичная необходимость. В 1998 году, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин запустили свой поисковик, их главная задача была: а) индексировать как можно больше страниц и б) сделать так, чтобы пользователи могли быстро найти нужную информацию. Дизайн был на втором плане.

Первая версия Google.com была до смешного простой: белый фон, логотип (кстати, тогда еще без знаменитого разноцветного шрифта), поле для ввода запроса и две кнопки – «Поиск в Google» и «Мне повезёт». Никаких тебе новостных лент, рекламных баннеров, виджетов погоды или ссылок на другие сервисы. Просто голая функциональность. Это был своего рода цифровой дзен, где ничто не отвлекало от главной цели: найти. По сути, это был просто текстовый интерфейс с минимальными графическими элементами, который загружался мгновенно даже на самых медленных соединениях. И это, надо сказать, было его огромным преимуществом.

TheFacebook: от студенческого каталога до глобальной сети

Перенесемся в 2004 год, когда Марк Цукерберг запустил TheFacebook.com. До того как он стал синим гигантом, объединившим миллиарды людей, это был скромный онлайн-справочник для студентов Гарварда. Если вы сейчас зайдете на свою страницу в Facebook, то увидите миллион функций, но в те ламповые времена все было куда проще.

Первый дизайн TheFacebook был выполнен в сине-белых тонах, которые, кстати, до сих пор остаются доминирующими. На главной странице красовался логотип, а ниже – поля для входа. Профили пользователей были максимально лаконичными: фотография, имя, факультет, статус отношений, интересы. Никаких тебе новостных лент в современном понимании, никаких лайков, шеров, сторис, рекламных постов, групп или мероприятий. Это был своего рода цифровой ежегодник, где можно было просто посмотреть, кто с кем учится и с кем встречается. Его успех заключался в простоте и эксклюзивности: он был только для студентов, что создавало ощущение закрытого клуба. Это был отличный пример того, как ограниченный функционал и четкая целевая аудитория могут стать залогом взрывного роста.

Amazon: от книжного магазина до «всего и вся»

А теперь давайте вспомним, как начинал свою великую цифровую экспансию Джефф Безос и его Amazon. В 1995 году это был не «магазин всего и вся», а скромный онлайн-книжный магазин. И его сайт выглядел соответствующе: как электронный каталог библиотеки, только без запаха старых страниц.

Первая версия Amazon.com была настоящим царством текста и синих гиперссылок. Никаких броских баннеров, никакой сложной графики, никаких рекомендательных алгоритмов, которые сегодня заставляют нас покупать ненужные вещи. Была простая навигация по категориям (художественная литература, нон-фикшн, детские книги), списки товаров с краткими описаниями и кнопка «добавить в корзину». Все было максимально функционально и прямолинейно. Дизайн был подчинен одной цели: дать пользователю возможность быстро найти нужную книгу и купить ее. Это был пример того, как эффективная структура и простота использования могут победить даже отсутствие визуальных изысков. Это был прототип электронной коммерции, который доказал, что люди готовы покупать в интернете, если процесс достаточно прост и надежен.

Yahoo!: когда портал был просто каталогом

И в завершение нашего путешествия – Yahoo! До того как Google стал доминирующим поисковиком, Yahoo! был одним из главных игроков в интернете, своего рода воротами в глобальную сеть. Он начинался в 1994 году как «Руководство Джерри и Дэвида по Всемирной паутине» (Jerry and David’s Guide to the World Wide Web), созданное Джерри Янгом и Дэвидом Фило.

Изначально Yahoo! был именно каталогом – огромным списком ссылок, вручную отсортированных по категориям: искусство, бизнес, компьютеры, образование и так далее. Его первая версия была, как и многие сайты того времени, до предела текстовой. Длинные, длинные списки синих ссылок на белом фоне, никакого тебе особого дизайна, только логотип и множество категорий. Это был своего рода цифровой библиотекарь, который пытался упорядочить хаос раннего интернета. Его ценность была в том, что он предлагал структурированный подход к поиску информации, когда поисковые алгоритмы еще не были такими мощными и интеллектуальными. Это был живой пример того, как человеческая категоризация была ключевым элементом для навигации в интернете.

Глядя на эти «динозавры интернета», понимаешь, какой огромный путь прошла веб-разработка. От простых HTML-страниц до сложных, интерактивных веб-приложений – это как сравнить черно-белую фотографию с современным 4K-видео. Но одно остается неизменным: в основе любого успешного сайта всегда лежит стремление решить проблему пользователя, будь то поиск информации, общение или покупка чего-либо. И тогда, и сейчас, это самое главное.

Алексей Сосновский

Блогер, журналист, копирайтер

Оцените автора
Познавательный портал