Если вы родитель ребенка с СДВГ, то, скорее всего, вам знакомо это ощущение: будто в голове у вашего чада не один мозг, а целый рой пчел, каждая из которых жужжит о своем. Внимание скачет, усидеть на месте — подвиг, а сосредоточиться на чем-то дольше пяти минут — вообще из области фантастики. Я как специалист, который уже без малого два десятка лет работает с детьми и их вниманием, вижу это каждый день. И поверьте, это не лень и не капризы. Это особенности работы мозга, и с ними можно и нужно работать.
В последние годы тема когнитивных тренировок стала особенно актуальной. И это не какая-то эзотерика, а вполне себе научно обоснованный подход к «прокачке» мозговых функций. Для детей с СДВГ это не просто модное слово, а, по сути, спасательный круг, который помогает научиться управлять своим внутренним «вихрем мыслей».
- Что такое когнитивные тренировки и почему это важно для сдвг?
- Главные принципы, которые я выстрадал на практике
- Конкретные упражнения и мои личные наблюдения
- Таблицы шульте: не просто цифры, а стратегия
- Корректурная проба: внимание под микроскопом
- Игры на развитие слухового внимания
- Лайфхаки из окопов российских реалий
Что такое когнитивные тренировки и почему это важно для сдвг?
Простыми словами, когнитивные тренировки — это набор упражнений и методик, направленных на улучшение определенных умственных способностей: внимания, памяти, мышления, исполнительных функций. Представьте мозг как мышцу. Если ее не тренировать, она слабеет. А если регулярно давать адекватную нагрузку, она становится сильнее, выносливее и эффективнее.
У детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) часто страдает так называемое устойчивое внимание и избирательное внимание. То есть им сложно долго удерживать фокус на одной задаче и отсеивать отвлекающие факторы. Когнитивные тренировки как раз и нацелены на то, чтобы научить мозг быть более «собранным», стать капитаном своего корабля, а не просто пассажиром, которого швыряет по волнам.
Главные принципы, которые я выстрадал на практике
За годы работы я понял, что просто выполнять упражнения по книжке — это как пытаться построить дом без фундамента. Есть несколько краеугольных камней, без которых все усилия могут пойти прахом:
- Системность и регулярность — наше все. Не ждите чуда от разовых занятий. Лучше 15-20 минут каждый день, чем час раз в неделю. Мозг любит рутину и предсказуемость. Я всегда говорю родителям: «Это как чистить зубы. Каждый день, понемногу, но обязательно».
- Индивидуальный подход, никаких шаблонов. Каждый ребенок с СДВГ — это отдельная вселенная. То, что идеально подошло Пете, может совершенно не сработать для Маши. Важно отслеживать реакцию ребенка, его утомляемость, интерес. Моя практика показывает: если ребенок сопротивляется, значит, либо слишком сложно, либо неинтересно. Ищите ту самую «зацепку», которая его увлечет.
- Играем, а не мучаем. Для детей любая тренировка должна быть игрой. Как только она превращается в нудную «обязаловку», прощай, мотивация. Используйте яркие метафоры, придумывайте сюжеты. Мы, например, часто «спасаем мир от злых отвлекателей» или «ищем сокровища внимания».
- Похвала и позитивное подкрепление. Это топливо для любого ребенка, а для детей с СДВГ — особенно. Отмечайте даже самые маленькие успехи. «Ого, ты сегодня на 30 секунд дольше продержался! Вот это да!» Это не просто слова, это формирует у ребенка чувство успеха и желание двигаться дальше.
- Не забывайте про родительский дзен. Это, пожалуй, самый сложный, но и самый важный пункт. Работа с ребенком с СДВГ требует колоссального терпения и самоотдачи. Устали? Выгорели? Дайте себе передышку. Иначе ваш стресс передастся ребенку, и все усилия пойдут насмарк. Найдите свои способы перезагрузки.
Конкретные упражнения и мои личные наблюдения
Теперь к практике. Какие упражнения реально работают и какие нюансы я подметил за годы работы:
Таблицы шульте: не просто цифры, а стратегия
Это классика жанра, которую многие знают. На квадратной таблице хаотично расположены числа от 1 до 25 (или больше). Задача: найти и показать все числа по порядку как можно быстрее. Казалось бы, просто. Но есть нюансы:
- Не давайте ребенку просто «сканировать глазами». Цель — научить его видеть всю таблицу целиком, расширять поле зрения. Я часто прошу сначала найти все единицы в уме, потом двойки, а потом уже начинать показывать. Или просить фиксировать взгляд на центре и периферическим зрением искать числа.
- Контролируйте ритм. Некоторые дети находят число и тут же начинают хаотично метаться взглядом. Моя фишка: просить их называть число вслух, а потом делать короткую паузу, прежде чем искать следующее. Это помогает замедлиться и активизировать внутренний контроль.
- Вариации спасают от скуки. Ищите таблицы с разными цветами, с пропущенными числами, с буквами. В 2025 году на рынке появилось много интерактивных версий, где можно менять параметры. Но будьте осторожны: некоторые из них слишком «нарядные», с кучей отвлекающих анимаций, что для СДВГ-шника скорее вред, чем польза. Проверяйте, чтобы интерфейс был максимально лаконичным.
Корректурная проба: внимание под микроскопом
Суть: на листе с рядами букв или символов нужно вычеркивать определенные. Например, все буквы «А» или все кружочки. Здесь важна не только скорость, но и точность.
- Детализация задачи. Вместо простого «вычеркни», я иногда даю более сложные инструкции: «Вычеркни все буквы ‘К’, но только те, что стоят после буквы ‘О’». Это задействует рабочую память и планирование.
- Введение отвлекающих факторов. Когда ребенок освоит базовый уровень, можно усложнить: включить тихую фоновую музыку (без слов!), или шептать ему на ухо несвязанные слова. Это имитирует реальные условия, где внимание постоянно атакуется извне. Это жестко, но эффективно.
- Контроль позы и дыхания. Заметил, что многие дети с СДВГ начинают ерзать и дергаться, когда им скучно или сложно. Мой лайфхак: перед началом упражнения несколько глубоких вдохов-выдохов. И напоминание: «Спинка ровная, ножки на полу». Это помогает телу «собраться», а за ним и мозгу.
Игры на развитие слухового внимания
Это то, что часто упускают из виду. Ребенок может отлично концентрироваться на визуальном, но пропускать мимо ушей инструкции. Здесь помогают:
- «Что изменилось?». Просите ребенка закрыть глаза, меняйте что-то в комнате (или переставляйте предметы на столе), а потом он должен назвать, что изменилось. Можно усложнять, меняя несколько предметов.
- «Цепочка слов». Вы говорите слово, ребенок должен назвать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего слова. Или более сложно: «Я говорю ряд слов, а ты хлопаешь в ладоши, когда услышишь название животного». Это учит избирательности.
- «Повтори наоборот». Говорите ряд цифр или коротких слов, а ребенок должен повторить их в обратном порядке. Это прекрасно тренирует рабочую память и переключение внимания.
Лайфхаки из окопов российских реалий
Работая в нашей стране, сталкиваешься с особенностями, которые не пропишешь в западных методичках:
- «Советы бывалых» против доказательной медицины. Родителям часто приходится отбиваться от «бабушкиных советов» или рекомендаций соседей, которые «знают, как надо». Важно сохранять критическое мышление и опираться на мнение специалистов, а не на «чудо-средства из интернета». Я всегда рекомендую искать информацию на сайтах проверенных научных фондов и ассоциаций, а не в пабликах «ВКонтакте».
- Доступность специалистов. В крупных городах еще можно найти хорошего нейропсихолога или дефектолога, но в регионах с этим беда. Часто родителям приходится брать на себя роль методиста, используя онлайн-ресурсы и вебинары. В таком случае, мой совет: ищите курсы для родителей от проверенных центров. Часто они стоят немалых денег, но это инвестиция в ваше будущее и будущее ребенка.
- Бюрократия и «садик/школа не понимают». Получить официальный диагноз и поддержку в образовательных учреждениях — это отдельный квест. Будьте готовы к тому, что придется объяснять, доказывать, приносить справки. Мой опыт: лучший способ — это сотрудничество. Попытайтесь найти точки соприкосновения с учителем, объясните ему особенности ребенка, предложите