Нужно ли проходить техосмотр в 2025 году

Вот уже который год я наблюдаю одну и ту же картину: к концу зимы или к лету, когда народ начинает активно готовиться к дальним поездкам, в чатах и на форумах снова поднимается вечный вопрос: «Парни, а техосмотр-то проходить в 2025 году нужно или нет?» И каждый раз дискуссия разгорается с новой силой, обрастая мифами, домыслами и полуправдой. А ведь на самом деле, ответ не так уж и однозначен, как кажется на первый взгляд. И я вам скажу, на своей шкуре я убедился: тут есть такие нюансы, о которых в официальных сводках не пишут.

Давайте честно: после того, как в 2021 году для большинства личных автомобилей отменили обязательный ТО, многие вздохнули с облегчением. Меньше головняка, меньше очередей, меньше «разводов на бабки» на тех станциях, где цель была не проверить, а найти повод для «дополнительных услуг». Я и сам тогда подумал: «Ну все, теперь можно расслабиться». Но жизнь, как это часто бывает, внесла свои коррективы.

Техосмотр 2025: кому он еще нужен?

Начнем с матчасти, но без занудства. По состоянию на 2025 год, базовые правила остаются прежними. Для большинства легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и не используемых для коммерческих перевозок (то есть, не такси, не курьерская доставка, не аренда), прохождение регулярного техосмотра не является обязательным. Штрафов за его отсутствие, если вы просто едете по своим делам, нет.

Однако, есть несколько «но», которые могут серьезно подпортить жизнь, если о них не знать:

  • Перерегистрация транспортного средства: Если вашей машине больше 4 лет, и вы собираетесь ее продавать, или менять собственника, или вносить изменения в регистрационные данные (например, менять двигатель, вписывать ГБО), то диагностическая карта будет нужна. Без нее в ГИБДД просто завернут.
  • Коммерческий транспорт: Если вы таксист, водитель автобуса, грузовика или используете свою легковушку для работы (например, в каршеринге), ТО для вас обязателен. И тут уже ГИБДД не шутит, штрафы прилетают регулярно, а при повторном нарушении можно и прав лишиться.
  • Изменения в конструкции: Установка ГБО, силовых бамперов, лебедок и прочие серьезные доработки требуют легализации, и тут без действующей диагностической карты не обойтись.

Мои грабли: как я попал на перерегистрации

Вот вам история из моей практики, которая наглядно показывает, почему не стоит совсем уж забивать на ТО. Было это пару лет назад. Решил я продать свой старенький Hyundai Solaris, ему тогда уже было лет семь. Машина в хорошем состоянии, ухоженная, покупатель нашелся быстро. Руки жмут, все довольны, едем в ГИБДД переоформлять. Я по привычке думал, что раз личная машина, то ТО не нужен. Ан нет!

Инспектор, деловито пролистав документы, выдает мне: «Уважаемый, а где ваша диагностическая карта? Транспортное средство старше 4 лет, для смены собственника извольте предоставить». Мое лицо, наверное, надо было видеть. Я стою, покупатель рядом, очередь движется, а я встрял. Пришлось срочно искать ближайший аккредитованный пункт техосмотра, а это был конец рабочего дня, очереди, нервы. В итоге, потерял полдня, заплатил за срочность и получил свою карту. Покупатель, к слову, был не в восторге от такой задержки. Мораль: если машине больше 4 лет и вы планируете ее продавать, сделайте ТО заранее. Это сэкономит кучу нервов и времени.

Почему техосмотр — это не всегда «развод»

Скептики скажут: «Да зачем платить за то, что не нужно?» Отчасти я с ними согласен. Но есть и другая сторона медали. Я всегда рассматривал ТО не как повинность, а как мини-диагностику автомобиля. И, надо сказать, она не раз меня выручала.

Вот еще один случай. Мой Pajero Sport, хоть и «японец», но уже немолодой. Я его гоняю на ТО регулярно, раз в год, просто для своего спокойствия. В прошлом году, на стенде, мастер вдруг говорит: «У вас, похоже, пыльник ШРУСа спереди начал трескаться. Пока не критично, но скоро порвется». Я сам бы это в жизни не заметил, пока не начало бы хрустеть. А так – поменял пыльник за копейки, избежав дорогостоящей замены всего ШРУСа, если бы туда попала грязь. Для меня это стало подтверждением: хороший ТО – это как диспансеризация для машины.

Нюансы, которые видны только на стенде

Есть вещи, которые «на глаз» не увидишь, а на ТО их выявляют:

  • Свет фар: На многих машинах, особенно после небольших ДТП или просто со временем, «уплывают» настройки фар. На стенде это видно сразу, и мастер может отрегулировать. А ведь неправильный свет – это и плохая видимость для вас, и ослепление встречных. У старых «немцев» (BMW E-серии, Mercedes W203/210) это вообще частая история.
  • Тормозная система: Разница в эффективности тормозов на разных колесах – это очень опасно, особенно на скользкой дороге. На роликовом стенде это выявляется сразу. Например, на старых моделях Ford Focus 2 часто бывают проблемы с задними суппортами, которые подклинивают. На ТО это всплывает.
  • Люфты в подвеске: Мелкие люфты в шаровых опорах, рулевых наконечниках, сайлентблоках. Их не всегда слышно, но на подъемнике и при раскачивании колес опытный мастер их увидит. На моем старом Logan, например, так нашли начинающийся люфт в рулевой тяге, который мог бы стать причиной серьезной аварии. А на «корейцах» вроде Kia Rio или Hyundai Solaris часто грешат на рулевые наконечники к 80-100 тысячам пробега.

Лайфхаки и предостережения

Лайфхак: готовимся заранее

Если вы все же решили пройти ТО (например, для продажи или просто для себя), подготовьтесь. Это несложно, но сэкономит время и нервы:

  • Проверьте световые приборы: Все лампочки должны гореть, включая поворотники, стоп-сигналы, габариты и подсветку номера.
  • Стеклоочистители: Должны работать во всех режимах, щетки не должны оставлять разводов.
  • Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки: Проверьте сроки годности аптечки и огнетушителя. Это обязательные атрибуты.
  • Шины: Проверьте остаточную глубину протектора (минимум 1,6 мм для легковых авто) и отсутствие порезов/грыж.
  • Уровень жидкостей: Масло, тормозная жидкость, антифриз – все должно быть в норме.
  • Ремни безопасности: Должны быть исправны, без повреждений, легко застегиваться и расстегиваться.

Предостережение: остерегайтесь «решал»

Наверняка вы сталкивались с объявлениями типа «Сделаем ТО без заезда за 5 минут!». Мой вам совет: обходите такие предложения десятой дорогой. Это чистой воды мошенничество. Диагностическая карта должна быть внесена в ЕАИСТО (Единую автоматизированную информационную систему техосмотра). Если карта «липовая» или внесена без реального осмотра, она может быть признана недействительной.

Знакомый так попал. Купил «левую» карту через интернет. Через полгода случился небольшой ДТП. Страховая запросила ЭДК. Оказалось, номер карты не бьется в базе. Страховая отказала в выплате, мотивируя тем, что «машина не прошла ТО, значит, неисправна, вина ваша». Еле отбился через суд, но сколько нервов и денег ушло на юристов – не передать. Так что, скупой платит дважды, а на дороге – иногда и здоровьем.

Выбирайте аккредитованные пункты техосмотра. Их список можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Ищите те, что имеют хорошие отзывы и реально проводят осмотр. Помните: хороший ПТО – это не просто бюрократическая формальность, это ваша безопасность.

Так что, проходить или нет?

В итоге, вопрос «нужно ли проходить техосмотр в 2025 году?» сводится к вашим личным обстоятельствам и отношению к безопасности. Если вы используете машину для работы, продаете ее или вносите изменения в конструкцию – ответ однозначный: да, нужно.

Если же это ваша личная машина, которой меньше 4 лет, или вы не планируете ее продавать в ближайшее время, то формально можно и не проходить. Но я, исходя из своего опыта, всегда советую: пройдите. Рассматривайте это как небольшую инвестицию в свою безопасность и спокойствие. Стоимость ТО сейчас не так уж велика – в среднем 1000-2000 рублей. Это намного меньше, чем потенциальные расходы на ремонт, штрафы или, не дай бог, последствия ДТП, которое могло быть предотвращено.

Помните, дорога ошибок не прощает. Лучше перебдеть, чем потом жалеть.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в этой статье, основана на личном опыте автора и общедоступных данных на момент публикации. Она не является юридической консультацией или официальным руководством к действию. Законодательство в Российской Федерации может меняться, и для получения актуальной и точной информации всегда рекомендуется обращаться к официальным источникам и квалифицированным юристам. Автор не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате использования информации из данной статьи.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал