ПДД: движение на велосипедах и мопедах по проезжей части и тротуарам

Если вы думаете, что мир на двух колесах — это просто крутить педали или выжимать газ, то вы глубоко ошибаетесь. Особенно в наших российских реалиях, где дорожное движение — это не просто набор правил, а скорее танец на минном поле. Я сам не первый год на колесах, и неважно, четыре их у тебя или два, одно я знаю точно: дорога ошибок не прощает. И речь сейчас пойдет не о машинах, а о тех, кто лавирует между ними, порой вызывая у водителей приступы тахикардии — о велосипедистах и мопедистах.

На дворе 2025 год, и, казалось бы, ПДД давно устоялись, но каждый день приносит новые вызовы. Особенно с учетом того, что наш брат-двухколесный становится все многочисленнее. Давайте разберем, как выжить и не стать героем сводок ДТП, катаясь по проезжей части и тротуарам.

Проезжая часть: территория повышенного риска

Для начала, запомните золотое правило: проезжая часть — это не велодорожка, даже если вам очень хочется, чтобы это было так. Согласно пункту 24.1 ПДД, велосипеды и мопеды должны двигаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. А если их нет? Тогда по правому краю проезжей части. И вот тут начинается самое интерес.

Позиционирование: не прижимайтесь к обочине, но и не борзейте

Многие велосипедисты и мопедисты, особенно новички, инстинктивно прижимаются максимально вправо, чуть ли не к бордюру. Мол, чтобы машинам не мешать. Большая ошибка! Во-первых, там обычно весь мусор, ямы, открытые люки, битое стекло и прочая гадость, которая может проколоть колесо или отправить вас в полет. Во-вторых, когда вы едете впритык к краю, водитель автомобиля, обгоняя вас, может не оставить достаточного бокового интервала, думая, что вы и так уже «спрятались». Это прямая дорога к притиранию или, что еще хуже, к ДТП.

Мой лайфхак: держитесь примерно в метре от края проезжей части. Это дает вам небольшой буфер для маневра, а водителю — четкий сигнал, что вы занимаете свое законное место на дороге и ему нужно обгонять вас по всем правилам, выезжая на соседнюю полосу или оставляя достаточный интервал. Это не «борзость», это безопасность. Я сам не раз видел, как прижавшиеся к обочине велосипедисты ловили зеркала или чуть не падали из-за выбоин, которые не успевали объехать.

Повороты: показывайте, а не гадайте

Поворот налево для велосипедиста — это вообще отдельная песня. Согласно пункту 24.8 ПДД, поворот налево или разворот запрещен на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, а также на дорогах с трамвайным движением. Что же делать? Только спешиваться и переходить дорогу как пешеход. Звучит не очень, но это закон. Иначе рискуете оказаться под колесами.

Однако, если дорога однополосная, или вы на мопеде (для них правила ближе к автомобильным), всегда показывайте поворот рукой. Да, это неудобно, особенно на мопеде, где одной рукой надо держать руль и газ. Но это жизненно важно. Однажды, я ехал за парнем на скутере, и он без всяких сигналов начал перестраиваться влево, чтобы повернуть. Я успел оттормозиться, а вот водитель «Газели» сзади — нет. Хорошо, что обошлось без серьезных травм, но скутер был всмятку.

Лайфхак: если вы на велосипеде и вам надо повернуть налево на многополосной дороге, доезжайте до ближайшего перекрестка, где есть пешеходный переход. Спешивайтесь, переводите велосипед через дорогу по переходу, а потом снова садитесь. Это дольше, но гораздо безопаснее, чем играть в рулетку с потоком машин.

Видимость: будьте яркими, как новогодняя елка

Это не просто «рекомендация», это требование ПДД (пункт 24.10) и здравый смысл. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости: спереди — фара или фонарь белого цвета, сзади — красный фонарь или световозвращатель, по бокам — оранжевые или красные световозвращатели. Я бы добавил: чем ярче, тем лучше. Мой опыт показывает, что даже на хорошей фаре Fenix BC30R, которая выдает до 1800 люмен, тебя не всегда замечают. А уж про китайские «габариты» и говорить нечего.

  • Фонари: берите с хорошей яркостью и долгим временем работы. Зарядка от USB — мастхэв. Всегда проверяйте заряд перед выездом.
  • Светоотражатели: на одежде, шлеме, рюкзаке, колесах. Чем больше, тем лучше. Я предпочитаю жилеты повышенной видимости, хоть они и выглядят не очень «стильно».
  • Шлем: не обсуждается. Жизнь одна, голова одна. Я сам однажды упал на скорости 30 км/ч, и мой шлем Bell Super DH спас меня от серьезных последствий.

Тротуары: территория пешеходов

Вот здесь начинается самая большая путаница и, как следствие, конфликты. Многие велосипедисты (и, к сожалению, некоторые мопедисты, хотя им там вообще не место) считают тротуар своей вотчиной. А ведь это далеко не так.

Когда можно, когда нельзя

Согласно пункту 24.2 ПДД, движение по тротуару или пешеходной дорожке допускается только в трех случаях:

  1. Если отсутствуют велосипедные и велопешеходные дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним.
  2. Если вы сопровождаете ребенка в возрасте до 14 лет, который едет на велосипеде.
  3. Если вы сами являетесь велосипедистом в возрасте до 14 лет.

Для мопедов движение по тротуарам ЗАПРЕЩЕНО категорически (пункт 24.7 ПДД). И точка. Никаких «ну я же тихонько» или «мне так быстрее». За это можно получить штраф, и поделом.

Пешеходы — короли тротуара

Даже если вам разрешено ехать по тротуару, помните: пешеходы имеют приоритет. Всегда. Это их территория. Скорость должна быть такой, чтобы вы в любой момент могли остановиться и не создать помех или опасности для пешеходов. Это значит, что о «светофорных гонках» по тротуару можно забыть.

Нюанс: многие велосипедисты используют звонок. Это хорошо, но не злоупотребляйте. Постоянное «дзынь-дзынь» раздражает. Лучше снизить скорость, быть готовым к остановке и, если уж совсем невмоготу, тихонько сказать «Осторожно, велосипед» или «Разрешите проехать». Я заметил, что люди гораздо лучше реагируют на человеческий голос, чем на металлический звон.

Однажды я ехал по тротуару, где не было велодорожек, и передо мной неожиданно выскочил ребенок из-за кустов. Я ехал медленно, успел затормозить. А вот если бы я «летел», как некоторые, то последствия могли бы быть очень печальными. Не экономьте секунды, экономьте нервы и здоровье — свое и чужое.

Выезды из дворов и с прилегающих территорий

Это еще одна болевая точка. Выезжая из двора на проезжую часть, велосипедист или мопедист обязан уступить дорогу всем участникам движения, движущимся по ней. И то же самое касается выездов на тротуар. Сколько раз я видел, как велосипедисты вылетают из-за угла дома прямо под ноги пешеходам, или мопедисты, не глядя, выскакивают на дорогу. Это самоубийство. Всегда снижайте скорость, убедитесь в безопасности маневра. Считайте, что из-за каждого куста может выскочить танк.

Особые ситуации и «подводные камни»

«Мертвые зоны» и обзорность

Водители автомобилей, особенно грузовиков и автобусов, имеют огромные «мертвые зоны». Вы можете быть уверены, что вас видят, но это не так. Никогда не едьте вплотную к крупногабаритному транспорту, особенно сбоку. Держите дистанцию. Если вы не видите водителя в зеркале заднего вида, значит, и он вас, скорее всего, не видит.

Агрессия на дороге

К сожалению, не все водители адекватно относятся к двухколесным. Бывает, сигналят без причины, подрезают. В таких ситуациях главное — не поддаваться на провокации. Не пытайтесь «воспитать» водителя, не догоняйте, не показывайте жесты. Ваша задача — безопасно добраться до пункта назначения. Конфликт на дороге — это всегда проигрышная стратегия для велосипедиста или мопедиста, потому что вы гораздо более уязвимы.

Особенности мопедов: права и регистрация

С 2013 года для управления мопедом (транспортное средство с двигателем до 50 куб. см и максимальной скоростью до 50 км/ч) требуется водительское удостоверение категории «М» или любой другой категории (например, «А», «В», «С»). Без прав — штраф. И никаких «я только за хлебом». Мопеды не требуют регистрации в ГИБДД и ОСАГО, но это не освобождает от необходимости иметь при себе документы: паспорт, водительское удостоверение. Инспектор может остановить и проверить. В моей практике, инспекторы на мопеды смотрят чаще, чем на велосипеды, особенно если мопед выглядит «тюнингованным» или едет слишком быстро.

Отказ от ответственности

Данная статья является личным мнением автора, основанным на его многолетнем опыте и знаниях ПДД РФ. Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не заменяет официальные правовые консультации. Автор не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате применения изложенных советов. Всегда руководствуйтесь актуальной редакцией Правил дорожного движения Российской Федерации и здравым смыслом.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал