ПДД: движение в тоннелях – включай фары и будь внимателен

Привет, друзья! Сегодня поговорим о том, что для многих стало рутиной, а для кого-то – настоящей ловушкой. Речь о движении в тоннелях. Казалось бы, что тут сложного: включил фары, да и поехал. Ан нет, дьявол, как всегда, кроется в деталях, особенно если вы на российских дорогах в 2025 году, где тоннели стали неотъемлемой частью многих трасс и городских артерий.

Я, признаюсь, не раз ловил себя на мысли, что тоннель – это не просто труба под землей или горой, это отдельная вселенная со своими законами физики, акустики и, что самое главное, психологии. И в этой вселенной правила дорожного движения, прописанные сухим канцелярским языком, приобретают совершенно иной, порой драматичный, смысл.

Включи свет, или невидимый гость

Начнем с базового, но почему-то постоянно игнорируемого пункта ПДД: в тоннелях необходимо включать фары. Точка. Никаких «почти видно», «я же на ДХО» или «у меня автосвет сам включится». Запомните раз и навсегда: в тоннелях всегда должен быть включен ближний свет фар или противотуманные фары. И никаких дневных ходовых огней (ДХО)! Почему? Да потому что ДХО, как правило, светят только вперед, оставляя вашу корму в полной темноте. А это значит, что для тех, кто едет сзади, вы превращаетесь в призрак, который появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Особенно это критично в длинных тоннелях, где освещение может быть неравномерным, или после резкого перепада яркости – например, когда вы въезжаете в тоннель с яркого солнечного света.

В моем опыте, это главная причина аварий и опасных ситуаций. Еду я как-то по тоннелю на МКАДе (тот, что под Ленинградкой, например, очень длинный и извилистый), а передо мной – новенький кроссовер. Красивые, яркие ДХО впереди, но сзади – полная тьма. Скорость потока – под сотню, дистанция – минимальная. И вот представьте: впереди небольшой затор, загораются стоп-сигналы, а этого «невидимку» сзади просто не видно, пока он не начнет тормозить и не загорятся его красные фонари. Доли секунды, но в тоннеле они могут стоить жизни.

Автосвет: друг или враг?

Многие полагаются на автоматическое включение фар. И это отличная функция, спору нет. Но есть нюансы. Лайфхак: никогда не доверяйте автосвету на 100% при въезде в тоннель. Особенно если у вас не премиум-класс, где датчики света работают молниеносно. В моем опыте, у многих моделей среднего ценового сегмента (условный Hyundai Solaris или Kia Rio, да и некоторые «китайцы») есть задержка в 1-2 секунды, прежде чем система поймет, что стало темно и пора включать ближний. На скорости 80 км/ч за эти 2 секунды вы проезжаете порядка 45 метров в темноте. А если тоннель начинается сразу после поворота или спуска, где вы не видите въезда заранее? В общем, лучше перебдеть: перед въездом в тоннель принудительно включите ближний свет. Это займет секунду, но сохранит нервы и, возможно, бампер.

Кстати, про особенности: у некоторых моделей (например, старых поколений Skoda Octavia или Volkswagen Passat, если не активирован режим «скандинавский свет») даже при включенном автосвете задние габариты не всегда загораются вместе с ДХО. То есть, днем у вас горят только передние ходовые огни, а сзади – ничего. При въезде в тоннель система, конечно, включит ближний и габариты, но вот та самая задержка может сыграть злую шутку. Проверьте свою машину в разных режимах!

Будь внимателен: слух, зрение, чутье

Фары – это только половина дела. Вторая половина – это та самая внимательность, которая в тоннеле должна быть обострена до предела. Почему?

  1. Акустика: в тоннеле звук ведет себя совершенно иначе. Сигналы машин, сирены спецтранспорта – все это искажается, отражается от стен, и очень сложно определить источник звука. Я как-то ехал по одному из тоннелей в Сочи (там их очень много, и они длинные), и вдруг услышал сирену. Сначала показалось, что она где-то далеко, потом – что она прямо за мной. Оказалось, скорая помощь ехала навстречу. Лайфхак: услышали сирену в тоннеле – сразу же прижмитесь максимально вправо, снизьте скорость и будьте готовы к появлению спецтранспорта с любой стороны.

  2. Видимость: в тоннеле может быть пыльно, загазованно (особенно в старых тоннелях или в пробках), а на стенах могут быть блики от фар встречных или попутных машин. Это создает эффект «световой завесы», когда кажется, что ничего не видно. А еще, из-за искусственного освещения, восприятие расстояния и скорости может искажаться. Держите дистанцию! В тоннеле она должна быть больше обычной, ведь в случае экстренного торможения у вас будет меньше времени на реакцию из-за ограниченной видимости и акустического эффекта.

  3. Дорожное покрытие: часто в тоннелях оно отличается от внешнего. Из-за конденсата или протечек на асфальте может быть сыро, а то и лужи. Зимой, когда снаружи мороз, в тоннеле может быть плюсовая температура и талая вода. А еще встречаются участки с выбоинами, наледью (да-да, и такое бывает, если тоннель плохо отапливается или есть сквозняки) или разливами масла. Мой личный кейс: на одном из тоннелей трассы М-4 «Дон» я однажды чуть не влетел в аварию. Вроде едешь по сухому асфальту, а потом резко – мокрое пятно от какой-то протечки, и машину начинает вести. Будьте готовы к внезапному изменению сцепления с дорогой.

  4. Психология: некоторые люди испытывают легкую клаустрофобию в тоннелях. А еще, из-за монотонности и замкнутого пространства, может возникать эффект «тоннельного зрения» – когда мозг фокусируется только на дороге прямо перед собой, игнорируя периферию. Это опасно! Старайтесь периодически переводить взгляд на зеркала, контролировать обстановку вокруг. Не зацикливайтесь на впереди идущей машине.

Что делать, если сломался в тоннеле?

Тут все просто, как два пальца об асфальт, но при этом критически важно. Первое: включите аварийную сигнализацию. Второе: если есть возможность, постарайтесь докатиться до специальной ниши или кармана для остановки. Они обычно обозначены знаками. Если нет – максимально прижмитесь к правому краю проезжей части. Третье: наденьте светоотражающий жилет и выставьте знак аварийной остановки. Помните, что в тоннеле из-за плохой видимости и скорости потока знак нужно выставлять на большем расстоянии, чем обычно (не менее 30 метров, а лучше – 50-60). Четвертое: не стойте на проезжей части! Постарайтесь отойти за отбойник или к стене тоннеля, подальше от проезжей части. И вызывайте помощь. Многие тоннели оборудованы системами связи с диспетчером – используйте их.

Помните, тоннель – это не просто участок дороги, это тест на вашу собранность, внимательность и знание ПДД. Не относитесь к нему спустя рукава. Включите фары, будьте внимательны, и пусть ваша дорога будет безопасной!

***

Отказ от ответственности: Данная статья является личным мнением автора, основанным на его опыте вождения и интерпретации ПДД. Информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не заменяет официальных правил дорожного движения или консультации специалистов. Всегда руководствуйтесь актуальными ПДД РФ и здравым смыслом.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал