ПДД: движение в условиях тумана, дождя, снегопада и гололеда

Привет, друзья! За рулем я больше пятнадцати лет, и повидал на наших российских дорогах, поверьте, всякого. От летнего пекла, когда асфальт плавится, до зимних буранов, когда кажется, что едешь по какой-то другой планете. Сегодня речь пойдет о самых коварных погодных условиях: тумане, дожде, снегопаде и гололеде. Это не просто знание правил дорожного движения, это, блин, выживание. И я поделюсь тем, что сам нащупал, прочувствовал и, чего греха таить, на чем не раз «попадал».

Общие принципы: не просто ПДД, а чуйка

Да, ПДД гласят: снизь скорость, увеличь дистанцию, включи фары. Это азбука. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. И эти детали, к сожалению, в автошколах не преподают. Они приходят с километрами, нервами и порой – с помятыми бамперами. Главное правило, которое я усвоил: если погода «шепчет», что лучше остаться дома, то, черт возьми, послушай ее. А если уж выехал, то будь готов к тому, что дорога – это не автодром, и вокруг не конусы, а другие, порой совершенно неадекватные, водители. Запомните: ваша машина — это продолжение вас, и если вы не чувствуете ее, не понимаете, как она отреагирует на аквапланирование или подброс на снежной каше, то вы в группе риска.

Туман: ежик в молоке

Ах, этот наш русский туман! Особенно осенний, когда едешь по трассе, и вдруг – бац! – стена. Видимость падает до нуля, и ты буквально превращаешься в ежика в тумане. ПДД предписывают: ближний свет фар, противотуманные фары (передние и задние). И это правильно. Но есть нюансы.

Лайфхаки и предостережения в тумане

  • **Дальний свет – враг.** Многие по привычке врубают дальний, думая, что так будет лучше. Ничего подобного! Дальний свет в тумане создает эффект «зеркала», отражая частицы воды прямо вам в глаза. В итоге – еще хуже, чем было. Проверено на собственной шкуре: как-то раз, еще зеленым новичком, я на трассе М-4 в густом тумане решил «подсветить» себе дорогу дальним. В итоге чуть не улетел в кювет, потому что вообще ничего не видел, кроме белой пелены перед собой. С тех пор – только ближний и противотуманки.
  • **Ориентир на обочину.** Если видимость совсем никакая, а ехать надо (ну, мало ли, самолет, поезд, или просто нет возможности ждать), то лучшим ориентиром будет правая обочина. Едьте медленно, держась правой стороны, но не наезжая на нее. Это поможет не выехать на встречку и не пропустить съезд. Помню, как однажды на трассе под Воронежем туман был такой, что разметка исчезла, а встречные машины буквально «выныривали» из ниоткуда. Я просто ехал, прижимаясь к самому краю асфальта, ориентируясь на еле различимый силуэт отбойника.
  • **Дистанция и скорость.** Это очевидно, но многие забывают. Уменьшите скорость до такой, чтобы успеть отреагировать на внезапное препятствие. Дистанция должна быть такой, чтобы вы видели габариты впереди идущего автомобиля и могли остановиться. Забудьте про 90 км/ч, если видите на 10 метров. Иногда 20 км/ч – это уже подвиг.
  • **Технологии и их пределы.** Современные машины напичканы ассистентами. Адаптивный круиз-контроль (ACC), система экстренного торможения. Казалось бы, живи и радуйся. Но в тумане они могут тупить. Мой знакомый на свежей «Теане», на которой ACC – просто песня, как-то раз чуть не въехал в фуру, потому что радар «ослеп» из-за плотного тумана. Система просто не видела препятствие. Так что, полагайтесь на свои глаза и мозг в первую очередь. Электроника – это помощник, а не водитель.

Дождь: водяной клин и скользкий асфальт

Дождь – это не просто мокрый асфальт. Это снижение сцепления, ухудшение видимости и, что самое опасное, аквапланирование. Наши дороги, особенно после длительного перерыва, часто покрыты масляной пленкой. Первый дождь – это адская смесь масла и воды, которая делает асфальт невероятно скользким.

Лайфхаки и предостережения в дождь

  • **Шины – наше все.** Не устану повторять: состояние шин критически важно. Высота протектора прямо влияет на способность отводить воду. Если протектор «лысый», то при скорости даже в 60 км/ч начнется аквапланирование. Это когда между шиной и дорогой образуется водяной клин, и машина буквально всплывает. Было дело, ехал я как-то на старой «Приоре» с подстертыми летними шинами по трассе М-5. Начался ливень. На скорости около 80 км/ч я почувствовал, как руль стал невесомым, а машину повело. Это было оно. Чудом вырулил, сбросив газ и не делая резких движений. С тех пор к шинам отношусь как к золоту. Проверяйте давление и глубину протектора регулярно.
  • **Скорость и лужи.** Объезжайте лужи! Не надо в них влетать, как в бассейн. Под лужей может быть что угодно: открытый люк, глубокая яма. А если лужа большая, то при проезде на скорости вы рискуете получить аквапланирование, потерять контроль, да еще и облить с ног до головы несчастных пешеходов. И не забывайте про встречный поток: брызги из-под фуры могут на секунду полностью лишить вас видимости.
  • **Торможение.** На мокрой дороге тормозной путь увеличивается в разы. Никаких резких торможений. Если у вас ABS, вы почувствуете, как педаль пульсирует. Это нормально, система пытается предотвратить блокировку колес. Но это не значит, что вы остановитесь мгновенно. Плавно нажимайте на тормоз, используйте торможение двигателем.
  • **Видимость.** Включите ближний свет, даже если дождь моросит. А если ливень, то и противотуманки. Дворники должны быть в идеальном состоянии. Смазанные, оставляющие разводы щетки – это прямой путь к ДТП. Я вот всегда перед дождем проверяю, как они чистят. Если оставляют полосы, то меняю без промедления.

Снегопад: снежная каша и зимний плен

Снегопад – это не только красиво, но и очень опасно. Особенно, когда свежий снег превращается в снежную кашу, а под ней – лед. Или когда накатана колея, и машина начинает в ней «плавать».

Лайфхаки и предостережения в снегопад

  • **Плавность – наше все.** Резкие движения рулем, газом или тормозом – табу. Все должно быть плавно: разгон, поворот, торможение. Иначе рискуете сорвать машину в занос. На переднем приводе это чаще всего снос передней оси, на заднем – занос задней. На полном приводе, конечно, попроще, но и он не панацея от законов физики.
  • **Зимние шины.** Это даже не обсуждается. Шипы или липучка – вопрос личных предпочтений и региона. Но летняя резина зимой – это самоубийство. Я как-то раз наблюдал, как один «умник» на летней резине пытался выехать из сугроба. Машина просто шлифовала на месте, а потом ее боком стащило на припаркованные машины. Итог – минус два бампера и куча нервов.
  • **Очистка автомобиля.** Перед поездкой тщательно очистите машину от снега: крышу, капот, фары, зеркала, номера. Снег с крыши при торможении может сползти на лобовое стекло, полностью закрыв обзор. Или, что еще хуже, слететь на едущую сзади машину, создав аварийную ситуацию. Это не просто «для красоты», это безопасность.
  • **Колея и «снежная каша».** На дорогах часто образуется колея, особенно когда снег начинает подтаивать и потом замерзает. Выезжать из нее нужно очень аккуратно, плавно поворачивая руль и немного добавляя газ. «Снежная каша» – это вообще отдельная песня. Она непредсказуема: под ней может быть голый асфальт, а может – лед. На скорости в такой каше легко потерять управление. Снижайте скорость до минимума.
  • **Если застряли.** Не паникуйте. Попробуйте «раскачку»: поочередно включайте первую передачу и заднюю, аккуратно нажимая на газ, чтобы машина двигалась вперед-назад, постепенно увеличивая амплитуду. Если не помогает, то лопата (всегда вожу ее зимой в багажнике!) и песок/соль/коврики под ведущие колеса – ваши лучшие друзья.

Гололед: день жестянщика

Гололед – это, пожалуй, самое коварное явление. Особенно «черный лед», который абсолютно невидим, образуясь на асфальте. Он как фильтр для дураков: кто не понял, тот попал. Наши дороги особенно страдают от гололеда на мостах, эстакадах, в низинах и на участках, где есть тени от деревьев или зданий. Там лед держится дольше всего.

Лайфхаки и предостережения в гололед

  • **Скорость пешехода.** Это не шутка. На гололеде 20 км/ч – это уже риск. Дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть такой, чтобы вы могли остановиться, даже если он резко затормозит. А на льду это ОЧЕНЬ долго.
  • **Торможение двигателем.** Забудьте про резкое нажатие на тормоз. На льду это почти 100% блокировка колес и потеря управления. Используйте торможение двигателем: плавно переходите на пониженные передачи. Это самый безопасный способ снизить скорость на скользкой дороге.
  • **Признаки гололеда.** Учитесь читать дорогу. Если температура около нуля, или был дождь, а потом резко похолодало – жди беды. Блестящий асфальт, который выглядит мокрым, но при этом нет брызг от колес – это он, «черный лед». Особенно будьте внимательны утром и вечером, когда температура падает.
  • **Мосты, эстакады, тоннели.** Эти места промерзают быстрее всего, потому что нет «тепла земли». Мой личный кейс: как-то раз, выезжая с эстакады на МКАДе, я почувствовал, как машина пошла юзом. Скорость была небольшая, но этого хватило. ESP сработала, но кошки на душе скребли еще долго. С тех пор на всех мостах и эстакадах зимой сбрасываю скорость до минимума.
  • **Как проверить сцепление.** Если есть возможность, на безопасном участке (например, на пустой парковке), попробуйте аккуратно нажать на тормоз. Если сработает ABS и почувствуете пульсацию, значит, под колесами скользко. Так вы получите представление о текущем коэффициенте сцепления.
  • **Экстренное торможение на льду.** Если уж пришлось тормозить, и у вас ABS – давите педаль в пол. Система сама будет «отпускать» и «хватать» колеса, чтобы предотвратить блокировку. Но помните, что при этом вы не можете рулить! Если нет ABS, то тормозите прерывисто: короткие резкие нажатия, чтобы колеса не блокировались.

Несколько слов напоследок

Вождение в плохих погодных условиях – это всегда стресс. Но к нему можно и нужно быть готовым. Проверяйте свою машину, выбирайте правильные шины, будьте предсказуемы для других участников движения. Главное – не переоценивайте свои силы и возможности автомобиля. Если погода не позволяет ехать безопасно, лучше переждать. Ваша жизнь и жизни ваших близких гораздо дороже любого опоздания.

Будьте осторожны на дорогах, друзья! И помните: дорога ошибок не прощает.

***

Отказ от ответственности

Данная статья основана на личном опыте и субъективных наблюдениях автора. Информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является заменой официальных Правил дорожного движения Российской Федерации, профессионального обучения вождению или рекомендаций производителя транспортного средства. Принятие решений на дороге всегда остается на личной ответственности водителя. Автор не несет ответственности за любые последствия, вызванные применением или неприменением изложенных в статье рекомендаций.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал