ПДД: особенности движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Ночь за рулем – это не просто смена декораций, это переход в параллельную реальность, где правила дорожного движения вроде те же, но работают совсем иначе. А уж условия недостаточной видимости, будь то туман, ливень или снегопад, превращают дорогу в минное поле. Я за рулем уже больше 15 лет, и повидал всякое: от «черных дыр» неосвещенных трасс до молочного тумана, когда видишь только кончик капота. И поверьте, никакие ПДД, вызубренные от корки до корки, не заменят чутья и личного опыта.

Ночь: когда фары – ваши глаза и уши

Первое и самое очевидное: свет. Пункт 19 ПДД четко регламентирует использование внешних световых приборов. Все знают про ближний и дальний, противотуманки. Но дьявол, как всегда, в деталях.

Ближний свет: не только для себя

Ваш ближний свет должен не просто освещать дорогу, а делать это правильно. Знаете, сколько раз я видел машины, у которых фары светят либо в небо, либо под бампер? У некоторых бюджетных моделей, вроде Lada Granta или Hyundai Solaris первых поколений, штатный ближний свет бывает откровенно слаб. Тут без вариантов: либо качественные лампы (не «колхозный» ксенон, который слепит всех), либо регулировка. Обязательно проверяйте регулировку фар, особенно после загрузки машины или замены ламп. На станциях ТО это делают за копейки, а пользы – на миллион.

Лайфхак: если вы едете по трассе и видите, что встречные машины постоянно моргают дальним, возможно, это не предупреждение о ГИБДД, а сигнал, что ваши фары слепят. Остановитесь на обочине, проверьте регулировку или хотя бы опустите корректором пониже. Уважайте других участников движения.

И еще: фары надо мыть! Затертые, грязные фары – это минус 30-50% светового потока. На стареньких «японцах» типа Toyota Camry XV40, часто можно встретить «затертые» фары, которые на трассе светят как фонарик. Полировка фар – процедура несложная и очень эффективная. А в грязную погоду, когда летит жижа с дороги, останавливайтесь почаще на заправках и протирайте фары. Это занимает минуту, но дает колоссальную разницу.

Дальний свет: король ночной трассы, но с оговорками

Дальний свет – ваш лучший друг на неосвещенных дорогах. Он позволяет увидеть препятствие за сотни метров, дает время на реакцию. Но использовать его нужно с умом. ПДД гласит: «Дальний свет должен быть переключен на ближний: в населенных пунктах, если дорога освещена; при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого».

Я бы добавил: переключайтесь еще раньше, если видите, что встречная машина выехала из-за поворота, или если дорога имеет сильный уклон. Нет ничего хуже, чем поймать «зайцев» от встречного дальнего света. Это секунды слепоты, которые могут стоить жизни. Был у меня случай прошлой зимой: ехал по загородной трассе, навстречу летит какой-то «очкарик» на внедорожнике, врубил дальний и не гасит. Я ему моргаю, он ноль эмоций. Пришлось почти до полной остановки притормаживать и уходить на самую обочину, чтобы хоть что-то видеть. После этого случая я стал еще более параноидально относиться к вопросу ослепления.

На современных кроссоверах, типа Kia Seltos или Haval Jolion, адаптивные LED-фары творят чудеса: они сами «вырезают» встречные машины из светового пучка. Но это пока не массовое явление.

Недостаточная видимость: когда дорога исчезает

Туман, дождь, снегопад – это не просто плохая погода, это тест на выживание. ПДД определяет недостаточную видимость как видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки. Это ключевая цифра.

Противотуманки: не для красоты

Противотуманные фары (ПТФ) – это не элемент дизайна, а инструмент. Они расположены низко, их пучок света широкий и плоский, что позволяет «пробивать» туман, который обычно висит выше. Используйте их только по назначению: в условиях тумана, сильного дождя или снегопада. В обычной ситуации они слепят встречных водителей, особенно если дорога мокрая, и свет от них отражается. Задние ПТФ – это вообще отдельная песня. Они очень яркие и предназначены для того, чтобы вас увидели сзади в условиях очень плохой видимости. Включать их «просто так» – моветон и неуважение.

Скорость: главный фактор безопасности

Пункт 10.1 ПДД гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

На практике это означает одно: если вы видите на 50 метров, то ваша безопасная скорость – не более 25-30 км/ч. Почему? Потому что остановочный путь (путь реакции + тормозной путь) должен быть меньше расстояния видимости. Если вы не видите дальше, чем ваш тормозной путь, вы едете вслепую. Это аксиома. В условиях густого тумана, когда видимость падает до 10-20 метров, я иногда еду со скоростью пешехода, 5-10 км/ч, ориентируясь по разметке или отбойникам. Лучше опоздать, чем не доехать.

«Черные дыры» и невидимые пешеходы

Самая большая опасность в темное время суток, особенно на неосвещенных участках – это пешеходы и велосипедисты без светоотражающих элементов. Они буквально сливаются с фоном. ПДД (п. 4.1) обязывает пешеходов вне населенных пунктов иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Но сколько их реально соблюдают это правило? Единицы.

Мой личный кейс: как-то раз, поздно вечером, еду по трассе. Ограничение 90, но я сбросил до 70, потому что дорога не освещена, да и деревья вдоль обочины создают «туннельный эффект». Вдруг на обочине, а потом и на проезжей части, буквально из ниоткуда, появляется силуэт. Человек в темной куртке, без единого блика. Если бы не боковое зрение и не моя привычка постоянно сканировать обочины, я бы его просто не увидел. Еле успел увернуться. После этого случая я всегда напоминаю себе: даже если ничего не видно, там может быть кто угодно.

Лайфхак: на неосвещенных участках дороги всегда держите в голове возможность появления пешехода или животного. Снижайте скорость, особенно перед поворотами и спусками/подъемами. Смотрите не только прямо по курсу, но и по сторонам, «захватывая» обочины периферийным зрением. И не забывайте про зеркала: через них тоже можно увидеть что-то важное, например, фары встречных машин, которые могут высветить нечто на вашей обочине.

Чистота – залог видимости

Это кажется банальным, но чистое лобовое стекло – это ваше все. Не только снаружи, но и изнутри. Жировой налет, пыль, следы от рук – все это в свете встречных фар превращается в мутную пелену, которая напрочь лишает вас обзора. То же самое касается боковых стекол и зеркал. Я всегда вожу с собой микрофибровую тряпку и спрей для стекол. Перед каждой ночной поездкой, особенно дальней, протираю все стекла изнутри и снаружи. Разница колоссальная.

Лайфхак: если по стеклу пошла «рябь» от встречных фар, попробуйте слегка приоткрыть боковое окно. Иногда это помогает улучшить видимость за счет изменения давления в салоне и лучшей вентиляции. А если стекло запотевает, направьте обдув на него и включите кондиционер – он сушит воздух.

Зеркала заднего вида: враги или друзья

В темное время суток фары машин, едущих сзади, могут очень сильно слепить через зеркала. Большинство современных машин имеют функцию автозатемнения зеркала заднего вида (салонного). Если нет – используйте рычажок для переключения зеркала в «ночной» режим. Боковые зеркала тоже могут быть проблемой. Многие настраивают их так, чтобы видеть борт своей машины. Это ошибка. Настройте боковые зеркала так, чтобы видеть как можно больше полос сзади, минимизируя слепую зону, но при этом чтобы фары задних машин не били прямо в глаза. Я регулирую их так, чтобы видеть край своей машины только при небольшо наклоне головы.

В общем, движение в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – это не просто езда, это искусство. Искусство предугадывать, быть внимательным к мелочам и всегда помнить, что дорога не прощает ошибок. Берегите себя и других!

Отказ от ответственности: Данная статья основана на личном опыте автора и не является официальным руководством по изучению ПДД. Всегда руководствуйтесь действующими Правилами дорожного движения Российской Федерации и здравым смыслом. Безопасность на дороге – ваша главная ответственность.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал