Вот сидишь ты, значит, в своей ласточке, только что из сервиса, где отвалил кровные за свежие тормоза. Выруливаешь на дорогу, а оно как затянет: «У-и-и-и-и!» Или, что еще обиднее, «Скрип-скрип-скрип!» на каждом светофоре. Первая мысль: «Мастер рукожоп! Или колодки подсунули китайские!» Знакомо? Мне – до боли. За годы в автомобильной теме, да и просто как водитель, который сам не прочь поковыряться под капотом и в арках, я насмотрелся и наслушался такого, что хватит на пару томов «Войны и мира» про тормоза.
Так вот, писк новых колодок – это норма или нет? Ответ, как и в жизни, не черно-белый. Есть нюансы, и порой они такие, что ни один мануал тебе не расскажет.
- Первый шаг: понять причину писка
- 1. Притирка: неизбежная стадия
- 2. Состав фрикционного материала: химия и физика
- 3. Неправильная установка или некачественные компоненты
- 4. Температура и влажность: погодные факторы
- Что делать, если писк не исчезает?
- 1. Проверьте смазку и чистоту
- 2. Снятие фаски (chamfering)
- 3. Замена противоскрипных пластин или колодок
Первый шаг: понять причину писка
Давайте сразу отсечем совсем уж дикие случаи, когда писк – это крик о помощи от умирающего подшипника или заклинившего суппорта. Мы говорим про тот самый, противный, высокочастотный звук, который издают тормозные колодки. И тут есть несколько основных виновников.
1. Притирка: неизбежная стадия
Это, пожалуй, самая частая и, что важно, нормальная причина. Новые колодки и, если вы меняли, новые тормозные диски – они как два незнакомца, которые только что встретились. Им нужно «познакомиться», притереться друг к другу. Фрикционный материал колодок должен равномерно распределиться по поверхности диска, создать так называемый «переходный слой». В это время могут возникать микровибрации, которые и вызывают тот самый писк. Этот процесс называется «прикатка» или «обкатка».
- Мой опыт: На моей текущей машине, Skoda Octavia A7, я поставил новые диски ATE и колодки Textar. Первые 100-150 километров они свистели как мартовские коты, особенно при легком торможении и на низкой скорости. Я уже было начал грешить на производителя, но вспомнил про правило: не паникуй раньше времени. После 200 км, когда я уже пару раз хорошенько их «прожарил» на трассе (разумеется, безопасно), писк исчез без следа.
Лайфхак по притирке: Не просто «поездить». После установки новых колодок, избегайте резких и длительных торможений первые 200-300 км. Дайте им привыкнуть. Затем, найдите безопасный участок дороги (без трафика!), разгонитесь до 80-100 км/ч и плавно, но уверенно оттормозитесь до 20-30 км/ч, не допуская полной остановки и блокировки колес. Повторите это 5-7 раз с интервалом в 30-60 секунд, чтобы диски успели немного остыть. Это поможет равномерно прогреть и притереть фрикционный слой. Главное – не перегрейте их сразу!
2. Состав фрикционного материала: химия и физика
Колодки бывают разные: органические, полуметаллические, керамические. У каждого типа свой состав, свои присадки, которые влияют на коэффициент трения, износостойкость и, да, шумность. Дешевые колодки, особенно от малоизвестных брендов, часто экономят на компонентах, которые подавляют шум.
- Мой опыт: На старом Ford Focus 2, который был у меня несколько лет назад, я как-то раз решил сэкономить и купил колодки какого-то ноунейм-бренда из ближайшего автомагазина. Они свистели с первого дня и до самой замены. Как говорится, скупой платит дважды, а то и трижды – за сами колодки, за нервы и за повторную замену. После этого я перешел на проверенные марки вроде TRW, Ferodo, ATE, Textar, Brembo. Да, они дороже, но тишина и уверенность в тормозах того стоят.
Нюанс: Керамические колодки, которые часто рекламируют как «бесшумные» и «без пыли», на самом деле могут издавать легкий, специфический звук, особенно на холодную. Это не писк, а скорее легкий скрежет или шорох, обусловленный их составом. Зато они меньше пылят и лучше держат высокие температуры.
3. Неправильная установка или некачественные компоненты
Вот тут мы подходим к «не норме». Если писк не уходит после притирки, а то и усиливается, пора бить тревогу. Чаще всего причина кроется в монтаже или в сопутствующих деталях.
- Отсутствие или неправильное использование противоскрипной пасты: Это самое банальное. Между металлической основой колодки и поршнем/скобой суппорта должна быть специальная высокотемпературная смазка. Она гасит вибрации, которые и вызывают писк. Многие мастера, да и сами автовладельцы, либо забывают про нее, либо используют не ту. Медная паста хороша, но керамическая (например, от Liqui Moly или Permatex) считается более эффективной для этих целей, особенно в условиях наших зим с солью и реагентами.
- Загрязнение суппорта и направляющих: Если суппорт не почистить от ржавчины и старой грязи, если направляющие закисли или не смазаны, колодки могут криво встать или заклинивать. Это приводит к неравномерному износу и, конечно, к писку. В моем опыте, на Lada Vesta, которую я обслуживаю для друга, суппорта очень любят собирать грязь. Чистка и смазка направляющих (специальной смазкой для суппортов, не литолом!) – обязательная процедура при каждой замене колодок.
- Изношенные или отсутствующие противоскрипные пластины (шимсы): Это тонкие металлические пластины, которые устанавливаются на тыльную сторону колодки. Они тоже гасят вибрации. Некоторые «мастера» их просто выбрасывают, если они не идут в комплекте с новыми колодками, или ставят старые, деформированные.
- Износ тормозного диска: Если вы меняете только колодки, а диски остаются старые, на их кромке может образоваться «буртик». Новая колодка, особенно если она чуть шире старой, может цепляться за этот буртик, вызывая писк. В идеале, диски меняются вместе с колодками, либо буртик стачивается.
- Неправильная установка колодок: Да, бывает и такое. Колодка может быть установлена не той стороной, или пружины-скобы, которые удерживают колодки в суппорте, стоят неправильно.
4. Температура и влажность: погодные факторы
В наших широтах, где зима может длиться полгода, а перепады температур – это норма, погодные условия тоже играют роль. На холодную, особенно после ночной стоянки во влажную погоду, колодки могут издавать легкий писк первые несколько торможений. Это связано с тем, что фрикционный материал еще не прогрелся, а на поверхности диска могла образоваться тонкая пленка ржавчины или влаги. Обычно это проходит через 1-2 км пути.
- Мой опыт: Зимой 2024 года, когда ударили морозы под -25, я заметил, что на моем кроссовере (Geely Coolray) колодки начали поскрипывать при первом торможении после запуска двигателя. Это абсолютно нормальное явление для многих машин в таких условиях. Главное, чтобы писк пропадал после прогрева.
Что делать, если писк не исчезает?
Если после притирки и проверки погодных условий писк все еще с вами, пора действовать.
1. Проверьте смазку и чистоту
Снимите колесо, осмотрите суппорт. Убедитесь, что на тыльной стороне колодок нанесена противоскрипная паста. Проверьте, не закисли ли направляющие суппорта. Если есть ржавчина или грязь, тщательно все очистите металлической щеткой и специальным очистителем для тормозов, а затем смажьте направляющие и места контакта колодок с суппортом.
2. Снятие фаски (chamfering)
Это старый, но рабочий «гаражный» метод. Аккуратно снимите небольшую фаску (скос) по краям фрикционного материала колодки. Это можно сделать напильником или наждачной бумагой. Цель – уменьшить площадь контакта по краям, где чаще всего возникают вибрации. Но не переусердствуйте, не сточите слишком много! Только острые кромки.
3. Замена противоскрипных пластин или колодок
Если пластины изношены или отсутствуют, купите новые. Если все вышеперечисленное не помогло, и вы уверены, что установка была правильной, возможно, дело в самих колодках. Иногда даже именитые бренды выпускают партии с неидеальным составом. В таком случае, остается только заменить колодки на другие, проверенные. Это, конечно, не самый приятный вариант, но иногда единственный.
Предостережение: Никогда не используйте обычные смазки (Литол, Солидол) для суппортов и колодок! Они не предназначены для высоких температур и могут привести к заклиниванию тормозов или разрушению резиновых уплотнителей. Используйте только специализированные высокотемпературные смазки для тормозных систем.
Так что, друзья, писк новых колодок – это чаще всего временное явление, связанное с притиркой. Но если он затягивается или слишком уж навязчив, это повод для внимательной диагностики. Не забивайте на это, ведь тормоза – это ваша безопасность и спокойствие на дороге.
Отказ от ответственности: Данная статья основана на личном опыте и общих рекомендациях. Любые работы с тормозной системой автомобиля требуют определенных знаний и навыков. При возникновении сомнений в своих силах, всегда обращайтесь к квалифицированным специалистам. Неправильное обслуживание тормозной системы может привести к серьезным авариям и травмам.







