Почему не горит плафон салона

Зима, ночь, вы подъезжаете к дому, глушите мотор, открываете дверь, а в салоне — кромешная тьма. Плафон предательски молчит. Знакомо? Мне, как человеку, который провел не одну сотню часов с мультиметром в руках, копаясь в электрике разных машин, от древних «Жигулей» до свежих «Вест» и «Солярисов», это чувство знакомо до боли. И поверьте, чаще всего причина не в какой-то космической поломке, а в банальных вещах, которые многие упускают из виду.

Первый шаг: не паникуем, а проверяем очевидное

Прежде чем хвататься за отвертки и лезть под торпедо, давайте пройдемся по самым простым пунктам. Это как в анекдоте: «Вы пробовали включить его в розетку?». В нашем случае, «розеткой» может быть что угодно.

1. Лампочка: от накаливания до led-адаптеров

Да, это первое, что приходит на ум, но и тут есть свои нюансы. Старые лампочки накаливания – это как бабушкин телефон, простой, но не всегда надежный. Они имеют свойство перегорать, и это видно невооруженным глазом: нить накала обрывается. Лайфхак: если у вас несколько ламп в плафоне, и одна не горит, попробуйте переставить ее на место рабочей. Если заработала – дело было не в лампе, а в контактах или подаче питания на тот конкретный цоколь.

А вот с современными LED-модулями или адаптерами все сложнее. Они могут сгореть так, что внешне это будет незаметно. Бывали случаи, когда на вид целый диодный модуль просто отказывался работать. Засада тут вот в чем: часто люди ставят дешевые китайские LED-ки, которые без «обманки» на некоторых современных авто (например, на тех же «Вестах» или «Рио» последних поколений) могут работать некорректно или вообще выдать ошибку по бортовой сети. А еще дешевые LED-ки могут просто сгореть от перепада напряжения. В моем опыте, на некоторых моделях Lada Granta с завода идет довольно чувствительная к скачкам напряжения проводка, и это может убить диоды.

2. Режим работы плафона: не все так однозначно

Это, пожалуй, самый частый «косяк», с которым сталкиваются новички. У большинства плафонов есть несколько режимов работы:

  • Выключено: плафон не горит ни при каких обстоятельствах.
  • По двери: загорается при открытии двери или снятии с сигнализации.
  • Всегда включено: горит постоянно, пока не выключишь.

Я не раз сталкивался с ситуацией, когда человек клянется, что плафон не работает, а потом выясняется: он просто переключил его в режим «выключено» и забыл. Особенно это актуально для тех, у кого дети любят поиграть с кнопочками. Или, как было у моего приятеля на Hyundai Solaris, он случайно задел ползунок, когда протирал потолок, и несколько дней ездил в темноте, проклиная корейский автопром. Так что, прежде чем лезть куда-либо, проверьте переключатель плафона. Иногда он бывает сенсорным, и его нужно просто «тапнуть».

3. Предохранитель: маленький, но гордый

Как ни крути, а электрика без предохранителей – это дорога в один конец. Плафон, как и любое другое электрооборудование, защищен своим предохранителем. Где его искать? Чаще всего блок предохранителей находится под капотом или в салоне (под торпедо со стороны водителя, за бардачком). В моем опыте, на некоторых моделях Renault Logan/Sandero, предохранитель плафона может быть в неприметном блоке под сиденьем пассажира – вот это настоящая подстава!

Как найти нужный? Открываете мануал к машине (или гуглите схему предохранителей для вашей модели). Ищете обозначение типа «Interior Lamp», «Dome Light», «Room» или соответствующий значок лампочки. Вытаскиваете его специальным пинцетом (обычно он есть в блоке предохранителей) и осматриваете. Перегоревший предохранитель – это оборванная проволочка внутри. Лайфхак: если нет пинцета, а пальцами не подлезть, можно аккуратно подцепить его тонкими плоскогубцами или пинцетом для бровей жены (только тихо!).

Важное предостережение: никогда не ставьте предохранитель большего номинала, чем указано производителем! Если стоит на 10А, а вы вставили на 20А, то при коротком замыкании сгорит не предохранитель, а проводка, что намного дороже и опаснее. Если предохранитель горит снова и снова, значит, где-то есть короткое замыкание, и это повод для серьезной диагностики.

Нюансы и «лайфхаки» для продвинутых

Если очевидные вещи не помогли, значит, пришло время нырять глубже. Здесь уже начинаются те самые «танцы с бубном», о которых не пишут в общих инструкциях.

1. Контакты и проводка: не все золото, что блестит

Электрика – это наука о контактах. И их отсутствие. Со временем, особенно в условиях нашего климата с перепадами температур и влажностью, контакты окисляются, провода перетираются или отходят. Где искать?

  • В самом плафоне: разберите плафон, осмотрите контакты, клеммы. Бывает, что пружинные контакты, которые прижимают лампочку, ослабевают или окисляются. На некоторых китайских плафонах, которые народ любит ставить вместо штатных, качество пайки оставляет желать лучшего. Я лично сталкивался, когда пайка просто отваливалась от платы.
  • В разъемах: проводка к плафону подключается через разъем. Он может отойти, окислиться, или в него могла попасть влага. Особенно это актуально для машин с люком или после некачественного кузовного ремонта, когда могли повредить проводку под обшивкой потолка. На старых Ford Focus или Opel Astra, например, часто гниют провода в гофре двери – там, где они постоянно сгибаются при открытии/закрытии.
  • Под обшивкой: это уже сложнее. Если плафон не горит, а предохранитель целый, и лампочка рабочая, очень вероятно, что проблема в обрыве проводки где-то по пути. Особенно часто это встречается после установки дополнительного оборудования (сигнализации, регистратора, музыки), когда провода могли быть повреждены или плохо изолированы.

Лайфхак: для проверки наличия напряжения на контактах плафона используйте мультиметр. Поставьте его в режим измерения постоянного напряжения (DCV) и при открытой двери (или в режиме «всегда включено») проверьте напряжение между контактами, куда вставляется лампочка. Должно быть около 12 Вольт. Если нет – ищите обрыв или замыкание до плафона.

2. Дверные концевики: тихие диверсанты

Если плафон работает в режиме «по двери», но не загорается при открытии конкретной двери, то виновником может быть дверной концевик. Это такой маленький выключатель, который сигнализирует машине, что дверь открыта. Со временем он может залипнуть, окислиться или просто сломаться. Особенно это беда старых отечественных авто или иномарок, где концевики не были защищены от грязи и влаги. На некоторых моделях (например, на старых VW Golf) концевик встроен в замок двери, и его замена – та еще эпопея.

Как проверить? Откройте дверь и попробуйте несколько раз нажать на концевик. Если при нажатии лампочка на приборке, сигнализирующая об открытой двери, мигает или загорается, то концевик, скорее всего, рабочий. Если нет – виновник найден. Иногда достаточно просто почистить его контакты или побрызгать проникающей смазкой типа WD-40, но это временное решение.

3. Блок управления кузовной электроникой (bcm): когда все сложно

В современных автомобилях (особенно после 2010 года) все чаще управление плафоном идет не напрямую, а через блок управления кузовной электроникой (BCM — Body Control Module). Это такой мозговой центр, который отвечает за свет, центральный замок, стеклоподъемники и многое другое. Если проблема не в лампочке, предохранителе или проводке, то есть мизерный, но неприятный шанс, что заглючил BCM. Это обычно сопровождается и другими странностями в работе электрики. Но это уже совсем другая история и повод обратиться к профессионалам с диагностическим оборудованием.

Личные кейсы и предостережения

  • Кейс 1: «Призрачный свет» на Lada Vesta. Привезли мне как-то «Весту», плафон то горит, то нет, то тускло мерцает. Владелец клянется, что поменял лампочку, предохранитель. Оказалось, он поставил дешевый LED-модуль без стабилизатора напряжения. Из-за особенностей бортовой сети «Весты» (она довольно чувствительна к нагрузке), модуль просто «моросил». Заменили на качественный с «обманкой» – все заработало как часы.
  • Кейс 2: «Потоп» в Mitsubishi Lancer. После сильного ливня перестал гореть плафон. Владелец думал, что сгорела лампочка. При разборке обнаружил, что через неплотное уплотнение лобового стекла вода попала под обшивку потолка, где находится разъем плафона. Контакты просто сгнили. Пришлось менять разъем и часть проводки.
  • Кейс 3: «Колхоз» на старой Toyota Camry. Купил человек машину, а плафон не горит. Предохранитель целый, лампочка тоже. Начал копать. Выяснилось, что предыдущий владелец подключил к питанию плафона какую-то левую подсветку «под ноги», и сделал это так криво, что проводка в месте подключения перетерлась и коротила. Пришлось переделывать весь этот «колхоз».

В общем, друзья, если ваш плафон перестал гореть, не спешите расстраиваться. Чаще всего, это решаемая проблема, которая требует лишь немного терпения, базовых знаний и, возможно, мультиметра. Главное – идти от простого к сложному и не забывать о безопасности. Электрика, как говорится, наука о контактах, а еще – о терпении и внимательности.

***

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно информационный характер и основана на личном опыте автора. Ремонт и диагностика электрооборудования автомобиля требуют определенных знаний и навыков. При отсутствии таковых или при возникновении сомнений настоятельно рекомендуется обратиться к квалифицированным специалистам. Автор не несет ответственности за любые повреждения или травмы, полученные в результате попыток самостоятельного ремонта на основе данной информации.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал