Привет, друзья-автомобилисты! Сегодня поговорим о такой до боли знакомой проблеме, которая, уверен, заставляла не раз чесать репу многих из вас: стук в подвеске при разгоне. Казалось бы, ну что там может стучать, когда ты просто давишь на газ? Ан нет, симптомы этой «болезни» могут быть самыми разнообразными, и зачастую они указывают на вполне конкретные проблемы. За свою практику, а это не один десяток лет и не одна сотня машин, я насмотрелся на эти стуки, хрусты и щелчки достаточно, чтобы написать целую диссертацию. И поверьте, в наших российских реалиях 2025 года, когда и дороги, и запчасти, и даже бензин преподносят сюрпризы, эти знания становятся особенно ценными.
Опоры двигателя и коробки: когда мотор «клюёт»
Начнем с классики жанра, которая часто вводит в заблуждение: стук при разгоне может идти вовсе не из подвески, а от силового агрегата. Речь идет об опорах двигателя и коробки передач, или, как их еще называют, «подушках». Это такие резинометаллические элементы, которые гасят вибрации и держат мотор на своем месте. Со временем резина изнашивается, рвется, и вот тут начинается самое интересное.
В моем опыте, эта проблема чаще всего встречается на переднеприводных автомобилях, особенно с поперечным расположением двигателя. Помню, как-то на своем стареньком Фокусе 2 я долго не мог понять, откуда этот глухой, будто кувалдой по днищу, стук при резком старте и переключении передач. Грешил на ШРУСы, на сайлентблоки, а оказалось – порвана задняя опора двигателя. При разгоне двигатель «нырял» вниз, ударяясь о подрамник или кузов. Звук был очень похож на то, как будто что-то отваливается.
Лайфхак: проверить опоры можно так: откройте капот, попросите помощника включить первую передачу, нажать на тормоз и плавно отпускать сцепление, давая немного газа (или просто нажать на газ на автомате, удерживая тормоз). В этот момент двигатель будет пытаться провернуться. Если опоры изношены, вы увидите, как двигатель сильно «гуляет» или даже подпрыгивает. Особое внимание уделите задней опоре (часто ее называют «гитарой»), она принимает на себя основные нагрузки при разгоне. На некоторых моделях, например, на Hyundai Solaris или Kia Rio, эти опоры – расходник, и их износ может проявляться уже к 60-80 тысячам пробега.
ШРУСы: хруст, который сначала был стуком
Еще один частый виновник стука при разгоне – это шарниры равных угловых скоростей, или ШРУСы, в народе – «гранаты». Они бывают внешние и внутренние. Внешние чаще хрустят при вывернутом руле, но внутренние, которые расположены ближе к коробке передач, могут стучать и при разгоне по прямой.
Как-то раз один знакомый приехал на своем Mitsubishi Lancer 9, жалуясь на странный стук, который появлялся именно при наборе скорости, особенно с места. Никаких хрустов при поворотах не было. После тщательной диагностики на подъемнике выяснилось, что внутренний ШРУС имел приличный люфт. Пыльник был цел, но смазка внутри высохла, и шарики начали разбивать обойму.
Нюанс: стук ШРУСа обычно более металлический, звонкий, иногда переходящий в хруст под нагрузкой. Если вы слышите такой звук, особенно при резком старте или при наезде на небольшие неровности во время разгона, обязательно проверьте состояние пыльников ШРУСов. В наших условиях, когда реагенты зимой и пыль летом не щадят резинки, порванные пыльники – обычное дело. А через порванный пыльник внутрь попадает грязь и вода, которые быстро убивают шарнир. Замена ШРУСа в сборе – не самая дешевая процедура, но ездить с разбитым крайне опасно: он может просто рассыпаться на ходу.
Элементы подвески: когда все «гуляет»
Теперь переходим непосредственно к самой подвеске. Здесь список потенциальных виновников чуть ли не бесконечен. При разгоне автомобиль «приседает» на заднюю ось и «клюет» передней, при этом все элементы подвески испытывают динамические нагрузки. Любой люфт в этот момент может проявиться стуком.
- Сайлентблоки рычагов: Особенно передних. Если они изношены, рычаг начинает «гулять», и при разгоне вы можете услышать глухой стук. На моем Volkswagen Polo Sedan я как-то долго не мог понять, что стучит при разгоне, особенно по гравийке. Оказались задние сайлентблоки передних рычагов. Они были визуально целые, но при проверке монтажкой имели значительный люфт.
- Шаровые опоры: Изношенная шаровая опора может стучать при любых динамических нагрузках, включая разгон. Стук обычно глухой, но может быть и звонким. Проверяются они на подъемнике, покачиванием колеса.
- Стойки стабилизатора (линки) и втулки стабилизатора: Это, пожалуй, самые частые расходники в подвеске. На многих моделях, например, на тех же Kia Rio или Ford Focus, стойки стабилизатора «умирают» очень быстро, особенно на наших дорогах. При разгоне, когда кузов кренится, изношенные стойки могут стучать. Звук обычно не очень громкий, но назойливый, похожий на стук костей.
- Рулевые наконечники и рулевые тяги: Хоть они и относятся к рулевому управлению, но при износе могут давать стук, который ошибочно принимают за подвеску, особенно при разгоне на неровностях.
Предостережение: Не стоит экономить на сайлентблоках и шаровых опорах. Дешевый «китай» может развалиться через пару тысяч километров, и тогда придется платить дважды. Лучше поискать проверенные аналоги или, если бюджет позволяет, оригинал. А еще, если меняете сайлентблоки, убедитесь, что мастер правильно их затягивает – только под нагрузкой, иначе они быстро выйдут из строя.
Тормозная система: стучащие суппорта
Это менее очевидная причина, но она тоже имеет место быть. Изношенные направляющие суппортов или неправильно установленные/изношенные тормозные колодки могут стать источником стука при разгоне.
Один клиент на Тойоте Камри V50 жаловался на стук, который появлялся только при разгоне, а потом пропадал. Он был уверен, что это подвеска. После долгих поисков оказалось, что подклинивал один из суппортов, и тормозная колодка не до конца отходила от диска. При разгоне, когда машина набирала скорость и вибрировала, колодка «гуляла» в суппорте и стучала.
Лайфхак: проверьте люфт суппортов. Если они болтаются на направляющих, это явный признак проблемы. Достаточно снять колесо и попробовать покачать суппорт рукой. Если есть люфт, направляющие нужно чистить, смазывать, а при сильном износе – менять.
Выхлопная система: когда глушитель «гуляет»
Иногда стук при разгоне может быть связан с выхлопной системой. Ослабленные крепления, порванные резиновые подвесы глушителя или даже отвалившийся тепловой экран могут привести к тому, что при динамических нагрузках глушитель или его элементы начинают биться о кузов или элементы подвески.
Самый курьезный случай был у меня на ВАЗ-2110: стук при разгоне, особенно когда в горку. Оказалось, оторвался один из резиновых подвесов глушителя, и он при нагрузке бил о балку задней подвески. Звук был очень похож на что-то серьезное, а решилось все заменой копеечной резинки.
Как проверить: просто покачайте глушитель рукой в разные стороны. Если он слишком свободно «гуляет» или касается чего-либо, ищите проблему в креплениях.
Общие советы и предостережения в российских реалиях 2025
В наших условиях, когда дороги часто напоминают полигон, а цены на запчасти постоянно пляшут, диагностика и ремонт стуков в подвеске – это отдельное искусство.
- Не ведитесь на «самый дешевый китай»: Рынок завален запчастями сомнительного качества. Да, иногда приходится экономить, но если речь идет о безопасности и долговечности, лучше переплатить за проверенный бренд. Порой на «разборках» можно найти оригинальную, но б/у деталь в лучшем состоянии, чем новую китайскую.
- Ищите «своего» мастера: Хороший диагност – на вес золота. Многие сервисы грешат тем, что просто меняют все подряд, пока стук не пропадет, выкачивая из вас деньги. Иногда проще самому залезть под машину с монтажкой и фонариком, чем доверять первому попавшемуся СТО.
- «Плавающие» стуки: Самые коварные. Они могут появляться только на холодную, или только в сырую погоду, или только при определенной температуре. Тут главное – терпение и внимательность. Попробуйте записать звук на телефон, чтобы показать мастеру.
- Протяжка болтов: После попадания в серьезную яму или после замены некоторых элементов, нелишним будет «протянуть» все болты подвески. Иногда стук может быть вызван просто ослабленным креплением.
Помните, любой стук – это симптом. Игнорировать его – все равно что закрывать глаза на начинающуюся болезнь. Ранняя диагностика и своевременный ремонт не только сэкономят ваши деньги в будущем, но и, что самое главное, обеспечат вашу безопасность на дороге.
Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно информационный характер и не является руководством к действию или профессиональной консультацией. Все ремонтные работы, связанные с подвеской и другими системами автомобиля, должны проводиться квалифицированными специалистами с соблюдением всех мер безопасности. Автор не несет ответственности за возможные последствия самостоятельного ремонта или неправильной диагностики, основанной на информации из этой статьи.








