Почему втягивающее щелкает но не крутит стартер

Втягивающее щелкает, но стартер не крутит: почему и что делать

Каждый водитель, кто хоть раз застрял где-нибудь на трассе М4 Дон в -20°C или поздно вечером во дворе, пытаясь завести машину, знает этот звук. Щелчок. Один, отчетливый, полный надежды щелчок втягивающего реле стартера. И тишина. Ни привычного жужжания, ни бодрого рыка двигателя. Просто щелчок. И вот ты стоишь, как Пьеро перед разбитым зеркалом, и в голове крутится только один вопрос: что это, черт возьми, было?

За годы работы с машинами – своими, друзей, клиентов – я насмотрелся на эту проблему столько раз, что могу написать целую диссертацию. И поверьте, это не всегда банальный «сдохший аккумулятор», хотя он, конечно, частый гость на этом празднике жизни. Давайте разберемся по порядку, что к чему, и как с этим бороться в наших, российских, реалиях 2025 года.

Принцип работы стартера: коротко о главном

Чтобы понять, почему щелкает, но не крутит, нужно чуть-чуть погрузиться в матчасть. Стартер – это мощный электродвигатель, которому для работы нужен серьезный ток. Когда вы поворачиваете ключ зажигания (или нажимаете кнопку «старт»), происходит следующее:

  1. Ток от аккумулятора поступает на втягивающее реле (соленоид).
  2. Втягивающее реле выполняет две основные задачи:
    • Выдвигает бендикс (шестерню) стартера, чтобы он зацепился за маховик двигателя.
    • Замыкает мощные контакты, подавая основной ток на электродвигатель стартера.
  3. Если все хорошо, стартер начинает крутить двигатель, и он заводится.

Так вот, если вы слышите щелчок, это означает, что первая часть процесса – подача тока на втягивающее реле и его срабатывание – произошла. Бендикс, скорее всего, выдвинулся. Проблема кроется во второй части: либо втягивающее не смогло замкнуть основные контакты, либо ток по ним пошел, но стартер по какой-то причине не смог провернуть двигатель.

Основные причины и мои истории из практики

1. Слабый аккумулятор: не все то золото, что блестит

Да, это самая частая причина. Но есть нюансы. Аккумулятор может показывать на мультиметре вполне приличные 12.5-12.7 Вольт, но под нагрузкой проседать до критических 8-9 Вольт. Втягивающему этого тока хватает, чтобы щелкнуть, а вот мощному электродвигателю стартера – уже нет. Это как пытаться сдвинуть КамАЗ с места, толкая его мизинцем: вроде попытка есть, но результат нулевой.

  • Мой кейс: Помню, как-то на своей старой «десятке» (ВАЗ-2110), которая верой и правдой служила мне лет десять, столкнулся с этим. Аккумулятор был не новый, но вроде бы «живой». Утром в -15°C на парковке у дома – щелчок и тишина. Мультиметр показывал 12.4В. Но стоило попробовать завести, как напряжение тут же падало до 8В. Прикурили – завелась с пол-оборота.
  • Лайфхак: если нет мультиметра, включите дальний свет фар. Если он тусклый или вообще гаснет при попытке завестись, то виноват, скорее всего, аккумулятор. Или попробуйте «прикурить» от другой машины. Если завелась, то точно батарея. Зимой, особенно после ночевки на морозе где-нибудь под Нижним Новгородом, это вообще классика жанра.
  • Предостережение: не пытайтесь заводить машину с абсолютно севшим аккумулятором «с толкача» на автомате – угробите коробку передач! И при «прикуривании» всегда соблюдайте полярность и правильную последовательность подключения/отключения проводов.

2. Плохой контакт в электрической цепи: невидимый враг

Это коварная проблема, которую часто упускают из виду. Окисленные клеммы аккумулятора, ослабленные гайки на стартере, коррозия на массовом проводе – все это создает дополнительное сопротивление. Ток вроде бы есть, но до стартера доходит лишь его жалкая часть, недостаточная для запуска двигателя. Представьте, что вы пытаетесь налить воду из ведра через очень тонкую и грязную трубочку.

  • Мой кейс: Как-то раз на клиентской Renault Logan (да, они тоже болеют!) искал причину полдня. Аккумулятор живой, стартер вроде тоже. Все проверил. Оказалось, клемма на плюсовом проводе от аккумулятора к стартеру была окислена так, что выглядела как кусок морского дна. С виду все ОК, но под нагрузкой – полный ноль. После зачистки и протяжки клемм – машина завелась как новая.
  • Лайфхак: всегда проверяйте чистоту и плотность затяжки клемм аккумулятора, а также места крепления проводов к стартеру и массе двигателя. Возьмите ключ на 13 (или какой там у вас) и попробуйте подтянуть. Иногда это творит чудеса. И не забудьте про «массу» – провод, идущий от аккумулятора на кузов или двигатель. Плохой контакт массы – это как пытаться пить через соломинку с дыркой. На некоторых моделях Ford Focus 2, например, часто страдает провод массы, который идет от двигателя к кузову. Он там расположен так, что постоянно подвергается воздействию влаги и грязи.
  • Предостережение: при работе с клеммами аккумулятора всегда сначала отключайте минусовую, а потом плюсовую. При подключении – наоборот: сначала плюсовую, потом минусовую. Это предотвратит случайное короткое замыкание.

3. Неисправное втягивающее реле: щелчок обмана

Втягивающее реле, как мы помним, не только выдвигает бендикс, но и замыкает силовые контакты. Если эти контакты изношены, обгорели или просто залипли, то даже при срабатывании реле ток на стартер не пойдет. Вы слышите щелчок, но это щелчок пустой надежды.

  • Мой кейс: Был у меня случай с Toyota Camry (XV40 кузов). Стартер щелкал, но не крутил. Снял стартер, разобрал втягивающее. А там контакты, как после ядерной войны – обгоревшие, тонкие. Иногда можно попробовать их зачистить или перевернуть, если конструкция позволяет. В тойоте пришлось менять реле целиком.
  • Лайфхак: если вы уверены, что аккумулятор и проводка в порядке, а стартер только щелкает, попробуйте несколько раз подряд повернуть ключ зажигания, не отпуская его до конца (чтобы втягивающее щелкало). Иногда это помогает «пробить» плохой контакт на обгоревших пятаках. Но это, конечно, временная мера, чтобы доехать до сервиса.
  • Предостережение: не стучите по втягивающему молотком, как это делают в старых фильмах! Современные стартеры этого не любят, да и можно повредить другие элементы, например, пластиковые детали или обмотки.

4. Залипание бендикса или механическое заклинивание стартера: редко, но метко

Иногда сам бендикс (обгонная муфта) может заклинить и не выдвинуться до конца, или, наоборот, не отцепиться от маховика. Или же щетки стартера износились до предела, или в сам стартер попала грязь, вода, и он просто заклинил. В этом случае втягивающее щелкает, бендикс может выдвинуться, но стартер не может провернуть двигатель.

  • Мой кейс: На своем старом УАЗ Патриот, после очередной поездки по бездорожью, стартер стал чудить: щелкает, но не крутит. Оказалось, в корпус попала грязь, и бендикс заклинило. Пришлось снимать и чистить. На некоторых дизельных двигателях, особенно старых, стартеры имеют очень большой крутящий момент, и если щетки изнашиваются, они могут просто не справляться с компрессией.
  • Лайфхак: если вы уверены, что аккумулятор и проводка в порядке, а стартер только щелкает, можно попробовать осторожно стукнуть по корпусу стартера (НЕ по втягивающему!) чем-то тяжелым, например, рукояткой гаечного ключа. Иногда это помогает «разбудить» заклинивший бендикс или щетки. Но опять же, это не ремонт, а скорее «скорая помощь», чтобы доехать до гаража.
  • Предостережение: стучать нужно аккуратно, без фанатизма, чтобы не повредить обмотки или магниты стартера.

5. Проблемы с двигателем: самый худший сценарий

Это самый редкий, но и самый неприятный вариант. Если двигатель заклинил (гидроудар, заклинивание коленвала, распредвала), то стартер просто не сможет его провернуть, даже если он полностью исправен. Втягивающее щелкнет, подаст ток, но двигатель останется недвижимым. Это как пытаться сдвинуть стену.

  • Мой кейс: Однажды привезли мне Geely Atlas, который «просто не заводится». Щелчок есть, но стартер не крутит. После долгих танцев с бубном и проверки электрики стало ясно, что стартер исправен, а вот двигатель – нет. Оказалось, что владелец «удачно» поймал глубокую лужу, и произошел гидроудар. Стартер просто не мог провернуть заклинивший мотор.
  • Лайфхак: если есть подозрение на заклинивание двигателя, попробуйте провернуть коленвал вручную за болт шкива (если есть доступ и инструмент). Если он не двигается, то это очень плохой знак.

Что делать, если это случилось с вами?

  1. Не паникуйте: это первое и главное правило.
  2. Проверьте аккумулятор: убедитесь в чистоте и надежности клемм. Попробуйте «прикурить». Это самый простой и частый метод решения.
  3. Проверьте контакты: визуально осмотрите провода, идущие к стартеру и на массу. Попробуйте их пошевелить, подтянуть гайки.
  4. Постучите по стартеру: если уверены в аккумуляторе и проводке, попробуйте осторожно постучать по корпусу стартера.
  5. Вызовите помощь: если ничего не помогает, а вы не уверены в своих силах или нет нужного инструмента, лучше не рисковать. Электрика – штука тонкая, и сжечь что-нибудь дорогое можно очень легко. Сейчас, конечно, с запчастями на иномарки стало сложнее, но на «народные» модели типа Rio/Solaris, Vesta/Granta, да и старые немцы – всегда что-то можно найти, даже на разборках.

Без мультиметра в 2025 году в бардачке – как без лопаты зимой в деревне. Он поможет точно измерить напряжение на аккумуляторе под нагрузкой и выявить просадки на проводах. Помните, что профилактика всегда дешевле ремонта. Регулярная проверка состояния аккумулятора, чистка клемм и проводов – залог того, что ваш «железный конь» не подведет в самый неподходящий момент.

Надеюсь, эта статья поможет вам не растеряться в сложной ситуации и быстро найти причину неисправности. Удачи на дорогах!

Отказ от ответственности

Все рекомендации и лайфхаки, представленные в данной статье, основаны на личном опыте автора и носят исключительно информационный характер. Автор не несет ответственности за возможные повреждения или неисправности, возникшие в результате самостоятельного применения описанных методов. При отсутствии опыта и необходимых инструментов настоятельно рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам. Работы с электрикой автомобиля требуют соблюдения мер безопасности и осторожности.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал