Правила проезда кругового движения: кто кому уступает по новым ПДД

Ох уж эти круговые движения! Кажется, что проще может быть: круг, едешь по нему, съезжаешь. Но на практике, особенно в наших российских реалиях, это часто превращается в настоящую рулетку, а порой и в цирк с конями. Я за рулем уже не первый год, и повидал всякого: от откровенной наглости до полного ступора. А после того, как в ПДД внесли очередные уточнения (а мы ведь говорим про 2025 год, где уже все должно быть кристально ясно), вроде бы стало проще, но нюансов меньше не стало. Поделюсь своим опытом, как говорится, из первых рук.

Помните, как раньше было? Этот вечный спор: кто на кольце, тот и главный, или «помеха справа»? Это был настоящий головняк, особенно на незнакомых кольцах. Я сам не раз оказывался в ситуации, когда, въезжая на кольцо, инстинктивно притормаживал, ожидая, что мне уступят, а водитель на круге тоже начинал тупить, не зная, что делать. В итоге – потеря времени, нервов, а иногда и поцарапанные бампера. Так вот, «новые» правила (а на самом деле, это уточнения, которые вступили в силу еще в 2017-2018 годах, но до сих пор не все их усвоили) наконец-то внесли ясность. И это, поверьте, дорогого стоит.

Золотое правило: смотрим на знаки!

Самое главное, что нужно усвоить раз и навсегда: приоритет на круговом движении определяется дорожными знаками. Это аксиома. Забудьте про «помеху справа» на кольце, пока не убедитесь, что знаков нет. Это ваш личный спасательный круг в море дорожного хаоса.

  • Знак 2.1 «Главная дорога» или 4.3 «Круговое движение» в сочетании со знаком 2.1: вот это ваш джокер. Если вы видите эти знаки перед кольцом, а на самом кольце нет других знаков, то вы въезжаете на главную дорогу. То есть, те, кто уже едет по кольцу, должны вам уступить. Честно говоря, таких колец в России очень мало. Это скорее исключение.

  • Знак 2.4 «Уступи дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено»: а вот это – король российских круговых движений. Если перед кольцом стоит один из этих знаков, а в сочетании с ним есть знак 4.3 «Круговое движение», то вы въезжаете на второстепенную дорогу. Это значит, что вы должны уступить дорогу всем, кто уже движется по кольцу. И это, друзья мои, 99% всех круговых движений в нашей стране! Именно такой расклад стал стандартным после изменений в ПДД. И слава богу, потому что это логично: кто уже на круге, тот и рулит.

  • Нет знаков вообще: вот тут и всплывает старая добрая «помеха справа». Если перед круговым движением нет никаких знаков приоритета (что крайне редко, но бывает, особенно в старых районах или на небольших кольцах), тогда действует правило «помехи справа». То есть, вы уступаете тем, кто въезжает на кольцо справа от вас. Но, повторюсь, это вымирающий вид колец, и встретить его – большая удача (или неудача, смотря как посмотреть).

Лайфхак: я всегда, подъезжая к кольцу, первым делом сканирую знаки. Это должно быть на уровне рефлекса. Неважно, ехал ты здесь сто раз или впервые, знаки могут меняться. Был у меня случай в Воронеже: еду по привычному маршруту, а там, где всегда было «уступи дорогу», вдруг поставили знак «главная дорога». Хорошо, что я привык перепроверять, иначе был бы вляпался. А вот водитель на старенькой «Приоре» за мной, видимо, ехал по памяти и чуть не влетел в бок автобусу, который выезжал с кольца, думая, что он на главной.

Полосы и поворотники: этикет кругового движения

Даже если с приоритетом все ясно, кольцо – это не только про «уступить». Это еще и про грамотное движение по полосам и, о боже, про поворотники!

  • Выбор полосы: многие до сих пор думают, что с крайней правой полосы можно только съехать с кольца, а с левой – только ехать по кругу. Это миф! Согласно ПДД, въезжать на круговое движение можно с любой полосы, если нет знаков и разметки, указывающих иное. Съезжать с кольца нужно только с крайней правой полосы (или той, что разрешена разметкой/знаками). Но вот тут начинается практика: в 99% случаев, если вы планируете съехать на первом или втором съезде, лучше занимать правую полосу. Если ехать дальше или развернуться – левую или среднюю. Иначе будете создавать помехи. Я видел, как водители на новеньких «Кретах», уверенные в своей правоте, пытались съехать с внутреннего ряда, блокируя движение и создавая аварийные ситуации. Не делайте так, это опасно и бессмысленно.

  • Поворотники – ваш язык: вот это боль моя, боль! Многие почему-то игнорируют поворотники на кольце. Запомните: при въезде на кольцо поворотник включать не нужно (если только вы не собираетесь сразу же съехать на первом съезде). А вот когда вы съезжаете с кольца, правый поворотник – обязателен! И это не просто формальность, это ваша безопасность и безопасность других. Если вы продолжаете движение по кольцу, не съезжая, поворотник тоже не нужен. Но если вы меняете полосу на кольце, то, естественно, включаем соответствующий поворотник. Был у меня случай: еду по кольцу, впереди меня «Мерседес» без поворотников. Я думаю, он едет дальше, а он бац – и резко съезжает, чуть не подрезав меня. Вот это, я вам скажу, чистая лотерея, когда не знаешь, что от человека ждать.

Нюанс: некоторые кольца, особенно в больших городах, имеют очень хитрую разметку. Например, на кольце у ТРЦ «Мега» в Химках есть полосы, которые ведут прямо на съезд, и ты не можешь с них продолжать движение по кольцу. Или, наоборот, полосы, которые заставляют тебя съехать. Всегда смотрите на стрелки на асфальте и знаки по полосам! Это важнее, чем интуиция.

Особенности и предостережения

  • Региональные особенности: не удивляйтесь, если в каком-нибудь небольшом городке водители до сих пор ездят «по старым правилам» или по своим неписаным законам. Мой совет: будьте вдвойне внимательны и готовы к неожиданностям. Лучше пропустить, чем попасть в ДТП. Я как-то заехал в небольшой город на Урале, и там на кольце все ехали по принципу «кто смелее, тот и прав». Было ощущение, что я попал в другую реальность, где ПДД – лишь набор рекомендаций.

  • Прогнозирование: смотрите не только на знаки, но и на других водителей. Куда смотрят их колеса? Включен ли поворотник? Как они ведут себя? Это помогает предсказать их действия. Если видите, что «Гранта» с прицепом медленно, но верно движется на кольцо, не обращая внимания на знаки, – лучше притормозите. Жизнь дороже.

  • Крупногабаритный транспорт: фуры, автобусы, спецтехника – они часто занимают несколько полос на кольце из-за своих габаритов. Будьте к этому готовы и держите дистанцию. Не пытайтесь протиснуться рядом с ними, это крайне опасно.

В общем, круговое движение – это не приговор, а просто еще один элемент дорожной инфраструктуры, требующий внимания и знания правил. И, что самое главное, уважения к другим участникам движения. Помните: дорога – это не место для выяснения отношений, а для безопасного и эффективного перемещения. Удачи на дорогах!

***

Отказ от ответственности: Данная статья основана на личном опыте автора и актуальных на момент написания Правилах дорожного движения Российской Федерации. ПДД могут изменяться, поэтому всегда сверяйтесь с последней официальной редакцией документа и дорожными знаками на месте. Информация в статье не является юридической консультацией и не может служить основанием для принятия решений в конфликтных ситуациях на дороге.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал