Самые дорогие космические программы в истории

Космос – это не просто бескрайние просторы за окном нашей планеты, это еще и бездонная бочка для финансовых вливаний. Мы привыкли восхищаться грандиозными ракетами и телескопами, но редко задумываемся о том, сколько нулей скрывается за этими чудесами инженерной мысли. Сегодня я предлагаю нырнуть с головой в мир астрономических бюджетов и узнать, какие космические программы оставили самый глубокий след не только в истории освоения космоса, но и в мировых финансовых отчетах. Приготовьтесь, цифры будут отвал башки!

Аполлон: лунная гонка на миллион долларов (или триллион)

Начнем с классики, с программы, которая стала настоящим символом космической эры и, без преувеличения, одним из самых дорогих предприятий в истории человечества. Речь, конечно же, об «Аполлоне». В 60-е годы прошлого века США и СССР устроили настоящую космическую гонку, где призом была Луна. Американцы поставили на кон все, чтобы первыми ступить на спутник Земли. И у них получилось: в 1969 году Нил Армстронг произнес свою знаменитую фразу.

Но какой ценой? По данным НАСА, общие затраты на программу «Аполлон» составили около 25,4 миллиарда долларов в ценах тех лет. Звучит внушительно, но если пересчитать эту сумму с учетом инфляции на сегодняшний день, то получится просто умопомрачительная цифра – порядка 280 миллиардов долларов! Представьте, это как если бы вы купили несколько сотен тысяч самых дорогих спорткаров. Почему так дорого? Все просто: это была совершенно новая территория. Нужно было изобрести с нуля ракеты-носители (вроде гигантской «Сатурн V»), космические корабли, лунные модули, скафандры, системы связи, тренировочные центры – фактически, построить целую индустрию с нуля. Каждый винтик, каждая деталь требовали колоссальных исследований и разработок, плюс невероятные меры безопасности. Цена успеха была не только в деньгах, но и в жизнях астронавтов, поэтому экономить на чем-либо было просто преступно.

Международная космическая станция (мкс): космический город на орбите

Если «Аполлон» был спринтом, то Международная космическая станция (МКС) – это марафон длиной в десятилетия. Это не просто лаборатория на орбите, а настоящий космический город, результат беспрецедентного международного сотрудничества. С 1998 года и по сей день МКС является постоянным домом для экипажей из разных стран, площадкой для сотен научных экспериментов и символом того, что человечество может работать вместе ради общей цели.

Суммарная стоимость МКС – это целая эпопея. Только на строительство и поддержание станции США, по разным оценкам, потратили более 100 миллиардов долларов к 2015 году, а общие международные затраты (включая Россию, Европу, Японию и Канаду) превысили 150 миллиардов долларов. И это без учета ежегодных операционных расходов, которые составляют от 3 до 4 миллиардов долларов. Причины такой стоимости очевидны: МКС – это сложнейший инженерный комплекс, состоящий из множества модулей, доставленных на орбиту по частям. Каждая доставка – это отдельный запуск ракеты, а значит, колоссальные расходы. Плюс, постоянное снабжение экипажа, ремонт, модернизация, научное оборудование, которое стоит как небольшой город. Это как содержать плавучий город в океане, только в космосе, где каждая поломка может стоить жизни. Логистика и обслуживание здесь – отдельный вид искусства, который требует постоянных финансовых вливаний.

Программа «спейс шаттл»: многоразовый билет в космос… дорогой

В 70-х годах НАСА загорелось идеей сделать полеты в космос рутинными и дешевыми с помощью многоразовых космических челноков. Так родилась программа «Спейс Шаттл» – амбициозный проект, который обещал революцию. По задумке, шаттлы должны были стать космическими такси, которые после полета возвращаются на Землю, заправляются и снова летят, снижая стоимость каждого запуска до минимума. Красиво в теории, но на практике все оказалось куда сложнее и дороже.

За 30 лет эксплуатации (с 1981 по 2011 год) на программу «Спейс Шаттл» было потрачено около 200 миллиардов долларов. Это включает в себя разработку, строительство шести орбитеров (один из которых так и не полетел, а два погибли в катастрофах), а также все операции по запускам и обслуживанию. Один запуск шаттла обходился в среднем в 450 миллионов долларов, что было гораздо дороже, чем предполагалось. Почему так? Многоразовость оказалась очень условной: после каждого полета шаттл требовал сложнейшего и дорогостоящего обслуживания, замены тысяч теплозащитных плиток, проверки всех систем. Это было не просто «заправил и полетел», а скорее «разобрал, собрал, протестировал по сто раз и, может быть, полетел». Катастрофы «Челленджера» и «Колумбии» также привели к многомиллиардным тратам на расследования, доработки систем безопасности и простой флота. В итоге, «космическое такси» превратилось в «золотой лимузин», который, хоть и был инженерным чудом, оказался слишком дорогим в эксплуатации.

Космический телескоп «джеймс уэбб» (jwst): заглянуть в колыбель вселенной

Не все дорогие программы связаны с пилотируемыми полетами. Иногда за невероятные деньги создаются инструменты, которые позволяют нам заглянуть в самые потаенные уголки Вселенной. Яркий пример – космический телескоп «Джеймс Уэбб» (JWST). Это преемник легендарного «Хаббла», который был запущен в 2021 году и уже успел подарить нам умопомрачительные снимки ранней Вселенной и экзопланет.

Стоимость этого «космического глаза» перевалила за 10 миллиардов долларов (включая разработку, запуск и первые пять лет эксплуатации). Для одного научного инструмента это просто какая-то фантастика! Но за что такие деньги? JWST – это инженерный шедевр, напичканный самыми передовыми технологиями. Его главное зеркало, состоящее из 18 позолоченных бериллиевых сегментов, имеет диаметр 6,5 метра и должно работать при температуре -233 градуса Цельсия. Для этого у него есть гигантский солнцезащитный экран размером с теннисный корт, который развернулся в космосе с ювелирной точностью. Кроме того, телескоп отправился в точку Лагранжа L2, что на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли, где его невозможно отремонтировать или дозаправить, как «Хаббл». Это потребовало максимальной надежности и избыточности всех систем. Каждая деталь, каждый тест, каждая наладка стоили баснословных денег, потому что права на ошибку не было абсолютно. Это как построить часы, которые должны идти 100 лет без единой остановки, но при этом они должны показывать время в другой галактике.

Программа «артемида»: возвращение на луну и дальше

И вот мы подходим к нашему времени. Человечество снова нацелилось на Луну, и на этот раз не просто чтобы оставить флажок, а чтобы остаться там надолго. Программа «Артемида» – это амбициозный план НАСА, который предполагает возвращение человека на Луну (впервые женщина и первый цветной астронавт), создание устойчивой лунной базы и, в конечном итоге, подготовку к миссии на Марс.

Сколько это будет стоить? По оценкам НАСА, до 2025 года на программу «Артемида» будет потрачено около 93 миллиардов долларов, и эта сумма, по всей видимости, будет расти. Американское правительство уже выделило значительные средства, и это только начало. Основные статьи расходов: разработка новой сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая уже стала самой дорогой ракетой в истории; создание нового пилотируемого корабля «Орион»; разработка лунных посадочных модулей, новых скафандров и будущей окололунной станции Gateway. По сути, это перезапуск «Аполлона» с учетом современных технологий и долгосрочных целей. Новые материалы, более сложные системы жизнеобеспечения, более мощные двигатели, а также необходимость создания инфраструктуры для долгосрочного пребывания на Луне – все это требует огромных инвестиций. Это вам не шутки, это не просто «долететь и вернуться», это «долететь, построить дом и жить там». И за такое удовольствие приходится платить по самому высокому тарифу.

Алексей Сосновский

Блогер, журналист, копирайтер

Оцените автора
Познавательный портал