Самые известные театральные суеверия

Театр – это не просто сцена, актеры и зрители. Это целый мир, где магия сплетается с реальностью, а эмоции бьют через край. И, как в любом мире, где ставки высоки, а успех зависит от тысячи непредсказуемых факторов, здесь расцветают суеверия. Это не просто забавные причуды, а своего рода психологические костыли, помогающие справиться с колоссальным давлением и непредсказуемостью живого выступления. Актеры, режиссеры, художники – все они, от слова совсем, люди творческие, а значит, и тонко чувствующие. За кулисами витает особая атмосфера, где нервы натянуты как струны, а дыхание замирает в ожидании занавеса. Я сам, признаюсь, не раз ловил себя на мысли, что даже если ты не веришь в приметы, то «от греха подальше» лучше их соблюсти. Ведь не ровен час, вдруг сработает?

«Шотландская пьеса»: проклятие макбета

Если вы когда-нибудь окажетесь за кулисами театра, постарайтесь не произносить вслух название одной известной трагедии Шекспира. Нет, я не о «Гамлете» и не о «Ромео и Джульетте». Речь идет о «Макбете». В театральной среде это произведение известно как «Шотландская пьеса», и говорить его истинное название в стенах театра – табу. Поговаривают, что оно проклято. А почему? Историки театра и старая гвардия актеров сходятся во мнении: чертовщина началась еще при первых постановках.

Легенда гласит, что Шекспир использовал в пьесе настоящие колдовские заклинания, чем и навлек на нее беду. С тех пор, как пить дать, с постановками «Макбета» постоянно что-то случалось: актеры падали со сцены, декорации рушились, вспыхивали пожары, а в одном случае, говорят, даже был убит актер. Если вы все же по неосторожности произнесли это слово, есть ритуал «очищения»: нужно трижды обернуться вокруг своей оси, плюнуть через левое плечо и выругаться. Мелочь, а приятно, и вроде как успокаивает.

«Сломай ногу!»: самое странное пожелание удачи

Представьте ситуацию: перед выходом на сцену вы желаете другу «сломать ногу». Звучит как издевательство, правда? Но в театральном мире это самое искреннее пожелание удачи. Почему же так? Есть несколько теорий, и каждая по-своему интересна:

  • Обмануть злых духов: самая популярная версия. Считалось, что если пожелать актеру удачи напрямую, злые духи тут же сделают все наоборот. Поэтому, чтобы их запутать, желали чего-то плохого, подразумевая хорошее.
  • Линия занавеса (leg line): в старых театрах актеры, выходя на поклон, должны были пересечь воображаемую линию занавеса (legs – боковые кулисы). Чем больше поклонов, тем больше раз ты «сломал» эту линию, а значит, тем успешнее был спектакль и тем больше денег ты заработал.
  • Аплодисменты: в греческом театре зрители топали ногами вместо аплодисментов. «Сломать ногу» могло означать вызвать бурные овации, от которых зрители буквально «сломают» свои ноги.

В любом случае, если вам кто-то из театралов скажет «сломай ногу», знайте: он желает вам грандиозного успеха!

Свист за кулисами: не свисти – денег не будет?

В обычной жизни мы часто говорим: «Не свисти в доме – денег не будет». В театре же свист за кулисами – это не просто к безденежью, это к большой беде. И причина здесь вовсе не мистическая, а очень даже прагматичная. В XVIII-XIX веках, когда театры только развивались, многие сценические рабочие были бывшими моряками. А как известно, моряки использовали свист для подачи команд: поднять парус, опустить якорь и так далее.

В театре эта система перекочевала на сцену: свистом подавались сигналы для подъема и опускания декораций, смены кулис. Представьте: актер нервно свистнул, а над ним внезапно рухнула тяжелая декорация. Или, что еще хуже, он сам мог упасть с высоты. Так что свист за кулисами мог привести к травмам, а то и к фатальным последствиям. Отсюда и пошло строгое табу: не свисти, иначе навлечешь беду.

Цветы до спектакля: ни в коем случае!

Получить букет цветов от поклонников – мечта любого актера. Но есть одно железное правило: цветы можно дарить только после спектакля, после финальных поклонов. Если же кто-то осмелится вручить их до выхода на сцену, это считается ужасной приметой. Почему? Все просто: это все равно что считать цыплят до того, как они вылупились. Это предвосхищение успеха, которое, по поверьям, может его спугнуть. Это как бы говорит: «Ты уже молодец, уже получил свои лавры», хотя самое главное испытание еще впереди. Актер может расслабиться, потерять концентрацию, и все пойдет наперекосяк. Так что, если хотите порадовать своего кумира, потерпите до финала – и тогда уж оторвитесь по полной!

Зеркала в гримерке: осторожно, бьются!

Зеркала всегда были окутаны ореолом мистики, и гримерки, где актеры перевоплощаются, – не исключение. Разбитое зеркало, как известно, сулит семь лет несчастий. Но в театре это умножается на сто. Ведь зеркало в гримерке – это не просто предмет интерьера, это инструмент, с которым актер работает каждый день, вглядываясь в свое отражение, находя в нем своего персонажа. Разбить его – это как нарушить тонкую связь между актером и его альтер-эго. Это может означать потерю роли, творческий кризис или просто череду неудач на сцене. Так что с зеркалами в гримерках обращаются бережно, как с драгоценностями.

Последняя строка: держи язык за зубами

Еще одно строгое правило: никогда, ни при каких обстоятельствах, не произноси последнюю строчку пьесы до премьеры или финального спектакля. Это как лишить пьесу ее души, ее кульминации. Считается, что если произнести ее заранее, то спектакль будет провальным, а его магия испарится. Это похоже на то, как если бы вы рассказали концовку детектива до того, как читатель дошел до нее – все удовольствие испорчено. Актеры очень серьезно относятся к этому, ведь последняя строка – это вишенка на торте, которая должна прозвучать в самый нужный момент, чтобы произвести максимальный эффект на зрителя.

Призраки театра: незримые зрители

Практически в каждом старом театре есть своя легенда о призраках. Это могут быть духи актеров, которые так и не смогли покинуть свою любимую сцену, или балерин, чьи трагические судьбы остались в стенах здания. Эти призраки не всегда злые. Часто они считаются хранителями театра, незримыми зрителями, которые наблюдают за каждым спектаклем. Порой они могут немного пошалить: передвинуть реквизит, включить или выключить свет, издать странный звук. Актеры и работники театра относятся к ним с уважением, а иногда даже разговаривают с ними, прося удачи перед выходом на сцену. Это часть театральной мистики, которая делает этот мир еще более загадочным и притягательным.

Алексей Сосновский

Блогер, журналист, копирайтер

Оцените автора
Познавательный портал