Современное искусство – это не всегда про красивые пейзажи и обнаженных Венер. Иногда это такой культурный кислотный трип, что ты стоишь, раскрыв рот, и думаешь: «Что это вообще было?!» И это, друзья мои, прекрасно! Ведь цель искусства не только услаждать взор, но и выбивать почву из-под ног, заставлять шестеренки в голове скрипеть, а порой и просто орать: «Какого черта?!» Сегодня мы погрузимся в самые дикие, безумные и, чего уж там, странные арт-инсталляции и перформансы, которые заставили говорить о себе весь мир. Готовьтесь, будет мозговыносяще.
Банан за 120 000 долларов: «комедиант» маурицио каттелана
Начнем с чего-то, что вызвало настоящий шквал эмоций и мемов в интернете. Помните банан, приклеенный скотчем к стене? Да, это не шутка. Это инсталляция под названием «Комедиант» (Comedian) от итальянского художника Маурицио Каттелана, представленная на арт-ярмарке Art Basel Miami Beach в 2019 году. И продана она была за 120 000 долларов. Да-да, сто двадцать тысяч долларов за банан и кусок скотча! Казалось бы, абсурд чистой воды. Но здесь кроется гениальность концептуального искусства: это не о банане как таковом, а о ценности, которую мы придаем вещам, о природе искусства и арт-рынка. Это как зеркало, которое отражает наши собственные представления о том, что можно считать искусством, а что – нет. Каттелан – мастер провокации, он как будто говорит: «А что, если я назову это искусством? Купите ли вы это?» И мир ответил: «Да, купим!» Этот жест – чистый ready-made, термин, введенный еще Марселем Дюшаном, когда обыденный предмет (как писсуар или велосипедное колесо) вырывается из привычного контекста и помещается в галерею, становясь произведением искусства. Здесь банан – это символ эфемерности, юмора и, черт возьми, безудержной коммерции.
Границы боли и контакта: перформансы марины абрамович
Если банан – это про деньги и концепт, то перформансы Марины Абрамович – это про боль, выносливость и границы человеческого взаимодействия. Эта сербская художница – настоящая крестная мать перформанса, где тело художника становится главным инструментом, а порой и жертвой. В 1974 году она провела легендарный перформанс «Ритм 0» (Rhythm 0). В течение шести часов она стояла неподвижно, а перед ней лежали 72 предмета: роза, вино, ножницы, нож, пистолет с одной пулей. Зрителям было предложено использовать любой предмет на ее теле, как им заблагорассудится. В начале люди были робки, но к концу перформанса Абрамович была обнажена, порезана, а пистолет был приставлен к ее виску. Это был мощнейший эксперимент, показавший, как быстро люди переходят от любопытства к жестокости, когда нет никаких социальных барьеров. Позже, в 2010 году, в MoMA она провела другой, более медитативный, но не менее мощный перформанс «В присутствии художника» (The Artist Is Present). Тысячи людей стояли в очереди, чтобы просто посидеть напротив Абрамович и посмотреть ей в глаза в полной тишине. Многие плакали, переживая глубокие эмоциональные связи. Это пример того, как перформанс может быть не только шокирующим, но и глубоко терапевтическим, раскрывая нашу потребность в истинном контакте в мире, где все больше поверхностного взаимодействия.
«Дерьмо художника»: вызов пьеро мандзони
Или вот еще один шедевр провокации, который до сих пор заставляет арт-критиков чесать затылки: «Дерьмо художника» (Merda d’artista) Пьеро Мандзони, 1961 год. Это 90 жестяных банок, каждая из которых, как утверждал художник, содержит 30 граммов его собственных экскрементов. И каждая банка была продана по цене, эквивалентной ее весу в золоте! Вот это я понимаю, монетизация! Мандзони, как и Каттелан, играл с идеей ценности искусства и культа художника. Он как бы задавал вопрос: «Если это произведено мной, художником, разве это не искусство? Разве это не ценно?» Это был прямой удар по коммерциализации искусства и его фетишизации. Мало того, что это объект, это еще и концепт, который заставляет задуматься о том, что мы готовы покупать и за что платить, когда на кону стоит имя художника.