Штраф за езду на автомобиле с неисправной системой парктроников

Вот уж не думал, что доживу до времен, когда за глючащий парктроник можно будет отхватить по полной программе. Ещё пару лет назад это казалось чем-то из области фантастики, ну или, по крайней мере, поводом для легкого зубоскальства среди гаишников. Мол, «ай-ай-ай, у вас там пищалка не пищит? Ну ладно, езжайте, только на уши не наезжайте». Но к 2025 году ситуация изменилась, и теперь это вполне себе реальный повод для штрафа, а то и для более серьезных разборок. И поверьте мне, человеку, который на своей шкуре прочувствовал все прелести общения с инспекторами по этой теме, тут есть свои подводные камни.

Что такое парктроник и почему он вдруг стал проблемой

Для тех, кто совсем не в теме, парктроник (или парковочный радар) – это система ультразвуковых или электромагнитных датчиков, которая помогает водителю парковаться, предупреждая о препятствиях звуковыми сигналами или индикацией на дисплее. Штука, прямо скажем, полезная, особенно в тесных дворах или на забитых парковках торговых центров. Лично я без него уже как без рук, особенно когда пересаживаюсь на машину без этой опции – сразу чувствуешь себя слоном в посудной лавке.

Так почему же он стал проблемой? Всё просто: безопасность. Хотя сам по себе парктроник не является обязательной системой для большинства автомобилей (в отличие от, скажем, тормозов или рулевого управления), если он установлен на заводе и не работает, это может быть расценено как неисправность, влияющая на безопасность. А к 2025 году, с повсеместным ужесточением требований к техническому состоянию автомобилей и стремлением к «нулевой смертности» на дорогах, инспекторы ГИБДД стали куда более внимательны к таким «мелочам». И это не просто досужие домыслы, это тенденция, которую я наблюдаю на дорогах и в чатах коллег-автолюбителей.

За что могут оштрафовать: правовые дебри и личный опыт

Формально, прямой статьи в КоАП РФ, которая бы гласила: «Штраф за неработающий парктроник», нет. Однако, есть статья 12.5 часть 1 КоАП РФ, которая гласит: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена». А вот в этом самом «Перечне неисправностей и условий», который является приложением к «Основным положениям», тоже нет прямого упоминания парктроника. Тут-то и начинается самое интересное, друзья.

В чем же подвох? А в том, что инспектор может трактовать неисправность парктроника как «иные неисправности, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Особенно, если это часть комплексной системы помощи водителю (ADAS), например, если парктроник интегрирован с системой автоматической парковки или контроля слепых зон. Мой приятель, назовем его Сергеем, на своей Skoda Kodiaq столкнулся с этим. У него один из передних датчиков после ДТП был поврежден, и система выдавала ошибку. Инспектор, парень молодой, но подкованный, заявил, что это «неисправность системы активной безопасности», которая вводит водителя в заблуждение и может привести к ДТП. Сергей пытался спорить, мол, «я же могу и без него парковаться», но аргумент был железный: «система должна работать корректно, если она установлена». В итоге – предупреждение, но уже звоночек.

А вот на моем старом BMW X3 (тот, что в кузове E83, года выпуска 2007) задний парктроник то работал, то нет, особенно после мойки. Однажды меня остановили на въезде в Москву. Инспектор попросил показать, как работает парктроник. А он, как назло, в этот момент просто молчал. Я начал объяснять, что «это особенность старой машины, то работает, то нет». Он, поворчав, отпустил, но настоятельно порекомендовал устранить неисправность. Это было в 2023 году. К 2025-му, я уверен, такой разговор закончился бы протоколом.

Нюансы, которые спасут ваш кошелек: лайфхаки от бывалого

  1. Диагностика на коленке: прежде чем ехать к официалам, попробуйте сами. Заведите машину, включите заднюю передачу и послушайте каждый датчик по отдельности. Рабочий датчик издает тихие щелчки – это ультразвук. Если какой-то молчит, он, скорее всего, мертв. На некоторых моделях, например, на старых Ford Focus 2, достаточно было просто продуть датчики сжатым воздухом или почистить контакты. А вот на моем первом Kia Rio (поколение UB) часто проблема была в перетертой проводке, которая шла к задним датчикам – она там слишком открыто расположена.

  2. Чистота – залог здоровья: это не шутка. Очень часто парктроники глючат из-за грязи, льда или снега. Особенно это актуально для передних датчиков, которые ловят всю дорожную слякоть. Регулярно мойте их, особенно зимой. У меня был случай, когда на Volkswagen Polo Sedan один датчик спереди постоянно «залипал» после поездок по трассе в слякоть. Простая мойка под давлением решала проблему.

  3. «Отключить» или «это не обязательно»: если вас остановили, и инспектор начал придираться к парктронику, попробуйте сказать, что вы его отключили (если есть такая возможность, например, кнопкой на панели). Или что это нештатная система (если это действительно так, и вы ее сами устанавливали). Аргумент: «Если я его сам поставил, и он сломался, это не влияет на безопасность, потому что машина изначально без него ездила». Этот аргумент работает не всегда, но иногда прокатывает, особенно если инспектор не сильно подкован в технических регламентах.

  4. Бумажный щит: если вы недавно ремонтировали или диагностировали парктроник, сохраните все бумаги. Акт выполненных работ, заказ-наряд. Это может быть вашим козырем, если инспектор начнет «разводить на бабки», утверждая, что вы ничего не делаете для устранения неисправности.

  5. Знание – сила: запомните: прямой статьи за парктроник нет. Если инспектор ссылается на 12.5.1, просите его указать конкретный пункт в «Перечне неисправностей», который запрещает эксплуатацию автомобиля с неработающим парктроником. В большинстве случаев такого пункта он не найдет. Но будьте готовы к тому, что он может сослаться на «иные неисправности», которые, по его мнению, влияют на безопасность. Здесь уже всё зависит от вашей убедительности и его настроения. Мой совет: будьте вежливы, но настойчивы.

Предостережения: не наступайте на мои грабли

  • Не ведитесь на «развод»: некоторые недобросовестные инспекторы могут попытаться убедить вас, что неработающий парктроник – это серьезное нарушение, за которое полагается лишение прав или огромный штраф. Это не так. Максимум, что грозит по 12.5.1, это предупреждение или штраф 500 рублей. Если вам начинают рассказывать страшилки, скорее всего, вас пытаются «развести».

  • Не спорьте агрессивно: никогда не повышайте голос и не грубите. Это только усугубит ситуацию. Вежливое и аргументированное общение всегда эффективнее. Помните: инспектор тоже человек, и его настроение играет роль.

  • Не забивайте на проблему: несмотря на все лайфхаки, ездить с неработающим парктроником – это, прежде всего, небезопасно для вас и окружающих. Я вот однажды, понадеявшись на «глазомер», чуть не притерся к новенькому Porsche Cayenne на парковке. С тех пор зарекся – если система есть, она должна работать.

Так что, друзья, к 2025 году будьте начеку. Эпоха, когда на «глючащий» парктроник можно было махнуть рукой, уходит в прошлое. ГИБДД становится все более технически подкованной, и «мелочи» вроде неработающего парктроника могут стать поводом для неприятного разговора. Лучше уделить этому внимание заранее, чем потом кусать локти и отстегивать свои кровные.

Отказ от ответственности

Информация, представленная в этой статье, носит исключительно ознакомительный характер и является личным опытом и мнением автора. Она не является юридической консультацией. Для получения точной и актуальной правовой информации всегда обращайтесь к официальным источникам законодательства Российской Федерации и квалифицированным юристам.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал