Уход за автомобилем: как выбрать автомобильный буксировочный крюк или петлю

Привет, друзья! Поговорим о, казалось бы, мелочи, но такой, что может спасти вам нервы, время, а то и бюджет. Речь пойдет о буксировочном крюке или петле. Вроде бы, что тут выбирать? Но поверьте моему опыту, а я на российских дорогах с 2000-х годов накатал столько, что можно было бы вокруг Земли пару раз обернуться, нюансов здесь — вагон и маленькая тележка.

За последние годы я видел всякое: и как новенькие «китайцы» вырывали свои «зубы» при первой же попытке вытащить их из снежного плена под Владимиром, и как старенькие «Жигули» героически вытаскивали внедорожники из грязи под Тулой. И каждый раз вопрос упирался в одно: чем цеплять? И правильно ли это «чем» выбрано?

Почему это важно в 2025 году?

Вы скажете: «Да ладно, сейчас же эвакуаторы на каждом углу!» А вот и нет. Попробуйте вызвать эвакуатор в пять утра на грунтовку в деревне под Рязанью, где вы свернули не туда, пытаясь объехать пробку. Или на трассе М-7, где до ближайшего съезда километров двадцать, а у вас колесо в яму угодило так, что без рывка не вытащишь. В таких ситуациях хороший буксировочный крюк или петля становятся вашим спасательным кругом. Это не просто инструмент, это элемент самодостаточности на дороге.

Я сам как-то раз попал впросак. Ехал по новой объездной под Краснодаром, которая на картах уже есть, а по факту — местами еще стройка и грунтовка. Ночью, дождь, видимость никакая. И вот я, такой умный, решил срезать. В итоге — сижу по фары в глине. Мобильник еле ловит, эвакуатор ждать часа три. И тут мимо едет старенький УАЗик. Водитель, дед лет шестидесяти, остановился, посмотрел на меня, улыбнулся: «Ну что, сынок, попал?» А у меня, разумеется, штатного крюка в багажнике нет, потому что «авось прокатит». Дед вытащил из своего УАЗика такую петлю, что я сам удивился, как она у него влезла. Прицепили, дернули — и я свободен. С тех пор я всегда проверяю наличие и состояние буксировочного оборудования в своей машине.

Крюк или петля: что выбрать?

Давайте разберемся в основных типах.

Штатный буксировочный крюк: ваш первый помощник

Почти у каждой современной машины есть штатный буксировочный крюк. Он обычно лежит в багажнике, рядом с запаской или ремкомплектом. Это такой металлический «зуб дракона» с резьбой на одном конце.

  • Плюсы:
    • Он спроектирован специально для вашей машины, под конкретное посадочное место. Это значит, что нагрузка будет распределяться так, как задумал производитель.
    • Обычно он достаточно прочный для стандартных ситуаций.
  • Минусы:
    • Самый частый минус: его нет. Вы купили машину б/у, а предыдущий хозяин его потерял или забыл. Проверьте сразу!

      Личный кейс: Один мой знакомый купил свежий Hyundai Creta. Через полгода застрял в сугробе. Открывает багажник – а крюка нет. Пришлось вызывать такси, ехать к дилеру за новым, а это время и деньги. Причем, не у всех дилеров он есть в наличии «здесь и сейчас».

    • Ржавчина. Если крюк долго лежал без дела, резьба может закиснуть.

      Лайфхак: раз в год выкручивайте крюк, чистите резьбу металлической щеткой и смазывайте графитовой смазкой или хотя бы WD-40. Это займет пять минут, но спасет час мучений, когда он понадобится.

    • Неправильная резьба. Иногда крюк от другой модели или даже марки, который «вроде бы подходит».

      Предостережение: не пытайтесь вкрутить крюк «силой». Если резьба не идет легко, значит, она не та. Это может привести к повреждению посадочного места в лонжероне, а это уже серьезный ремонт.

Буксировочная петля (мягкий шакл): для продвинутых и осторожных

Это относительно новое явление, особенно популярное среди джиперов, но постепенно проникающее и в мир легковушек. Это прочная синтетическая петля, которая завязывается специальным узлом. Она заменяет металлические шаклы и крюки.

  • Плюсы:
    • Безопасность. Если трос рвется, мягкий шакл не «выстрелит» в лобовое стекло, как металлический крюк. Это очень важно для безопасности всех, кто находится рядом.

      На заметку: Исследования показывают, что кинетическая энергия оторвавшегося металлического элемента троса может быть смертельной. Поэтому, если есть выбор, мягкий шакл — это всегда плюс к безопасности.

    • Не царапает краску. Металлический крюк, особенно при рывках, может повредить лакокрасочное покрытие бампера. Петля же мягкая.
    • Легкость и компактность. Занимает мало места, ничего не гремит в багажнике.
    • Универсальность. Можно зацепить за любой достаточно прочный элемент, если нет штатного отверстия.
  • Минусы:
    • Цена. Хорошие мягкие шаклы стоят дороже обычных металлических крюков.
    • Требует специальных точек крепления. Просто так за бампер ее не зацепишь. Нужны проушины или рама.
    • Может перетереться. Если цеплять за острые края или использовать на сильно загрязненной поверхности, петля может повредиться.

Нештатные/тюнинговые крюки: стиль или функционал?

Это те самые яркие, торчащие из бамперов крюки, которые часто можно увидеть на спортивных или тюнингованных машинах.

  • Плюсы:
    • Доступность. Не нужно лезть под бампер, чтобы вкрутить.
    • Эстетика. Кому-то нравится.
  • Минусы:
    • Прочность. Очень много дешевых китайских подделок, которые ломаются при первой же нагрузке.

      Предостережение: не покупайте такие крюки ради внешнего вида, если их назначение — реальная буксировка. Они могут быть сделаны из силумина, который треснет как стекло.

    • Безопасность. Торчащий крюк может быть опасен для пешеходов или других машин при ДТП.

Нюансы выбора и использования: мой опыт

Прочность и запас

Всегда берите крюк или петлю с запасом прочности. Если ваша машина весит 1,5 тонны, не берите крюк, рассчитанный ровно на 1,5 тонны. При рывке, когда машина сидит в грязи, нагрузка может увеличиться в два-три раза. Я всегда беру с двукратным запасом. То есть, для 1,5-тонной машины — крюк на 3-4 тонны. Это не паранойя, это здравый смысл.

Резьба – голова всему

У каждой марки и даже модели авто своя резьба и шаг резьбы на буксировочном отверстии. Это не универсальная вещь.

Лайфхак: если вы купили машину б/у и не уверены в наличии или соответствии крюка, зайдите на любой авторазбор или в магазин запчастей для вашей марки. Попросите показать крюк от вашей модели. Сфотографируйте его, а лучше — измерьте диаметр резьбы и шаг. А еще лучше — попробуйте вкрутить свой крюк в посадочное место заранее, в спокойной обстановке, а не когда вы сидите в глубокой луже.

Где цеплять?

Всегда цепляйте только за штатные буксировочные проушины или за специально предназначенные для этого места. Никогда, слышите, НИКОГДА не цепляйте трос за элементы подвески, рулевые тяги, бамперы или другие части, не предназначенные для буксировки. Вы можете повредить что-то очень дорогое, а то и вовсе оторвать. А потом ремонт влетит в копеечку.

Хранение

Металлический крюк лучше хранить в чехле или хотя бы обмотать тряпкой. Во-первых, он не будет греметь в багажнике. Во-вторых, не будет пачкать обшивку. В-третьих, это защитит резьбу от грязи и ржавчины.

Трос – в связке с крюком

Какой бы крутой ни был у вас крюк, без хорошего буксировочного троса он бесполезен. Выбирайте трос с петлями на концах, а не с металлическими крюками. Почему? Потому что металлические крюки на тросе тоже могут «выстрелить» или погнуть бампер. А если у вас мягкий шакл, то он вообще несовместим с металлическими крюками на тросе. Используйте трос с петлями и свой буксировочный крюк или мягкий шакл.

Отказ от ответственности

Вся информация, представленная в данной статье, основана на личном опыте и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Выбор и использование буксировочного оборудования всегда остается на вашей личной ответственности. Перед использованием любого инструмента убедитесь в его исправности и изучите правила его безопасного применения, а также правила дорожного движения, касающиеся буксировки транспортных средств.

Андрей Бищенков

Автоблогер

Оцените автора
Познавательный портал